636 0
Рынок коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга на фоне аномальной жары
В 2009 г. российский ВВП снизился сильнее, чем региональный. В текущем году ситуация обратная: сегодня Петербург отстает от общефедерального роста. Жара привела к снижению в целом покупательной способности населения (за исключением спроса на кондиционеры, вентиляторы и прохладительные напитки).
Согласно информации Росстата, в первом полугодии 2010 года ВВП России увеличился на 4,2% по отношению к аналогичному периоду 2009. Промышленное производство выросло на 10,2%. Рост продаж в непродовольственном секторе составил во 2 квартале 4,8%. В Северной столице, по данным Петростата, в январе - июне 2010 г. промышленное производство выросло по сравнению тем же периодом 2009 г. всего на 8,3%.
Аномальная жара мало сказалась на планах компаний в части дальнейшего развития. Особенно четко это видно в сегменте торговой недвижимости. Несмотря на то, что Санкт-Петербург является лидером в России по обеспеченности населения современными торговыми площадями, активно продолжается работа по подготовке к вводу в эксплуатацию таких знаковых проектов как ТРЦ Galeria (общая площадь около 93 тыс. кв. м) и ТРЦ «Лето» (общая площадь около 110 тыс. кв. м). Усиленно ведется строительство новых торговых комплексов в формате шаговой доступности. Усилилась активность торговых операторов по открытию новых магазинов.
Офисная недвижимость Общий объем предложения офисных помещений классов «А» и «В» на конец 1 полугодия 2010 года составил 1 729,5 тыс. кв. м, обеспеченность на 1000 жителей Санкт-Петербурга достигла 376 кв. м. Доля свободных площадей в классе «А» - около 30-35%, в классе «В» - около 20-22%. В июле 2010 года арендные ставки продолжали снижаться, и за счёт этого заполняемость офисных центров постепенно стала расти. Новых компаний, которые открывают офисы в Петербурге, практически нет. Сделки по аренде осуществляются за счет миграция в другие офисные центры действующих арендаторов. При этом арендаторы активно пользуются снижением арендных ставок, повышая качество своего офиса без увеличения расходов. В первой половине 2010 года заключен целый ряд крупных сделок. Переезжали преимущественно банки, государственные компании и IT-компании.
Торговая недвижимость Общий объем рынка составляет 3 461,2 тыс. кв. м, обеспеченность на 1000 жителей Санкт-Петербурга составляет 757 кв. м. Доля вакантных площадей находится в среднем на уровне 15-20%. При этом в таких успешных торговых центрах, как «Мега», «Радуга», «Гранд-Каньон», «Сенная», «ПИК», «Континент», «Гулливер», «Французский бульвар», «Июнь» доля вакантных площадей колеблется от 0 до 5%, и существуют листы ожидания. В то же время, в менее удачных проектах доля вакантных площадей существенно выше: в ТЦ «Капитолий»- «Пионерская» - около 20-30%, в ТРЦ «Феличита-Пионерская» – около 50%, в ТЦ «Масштаб» – около 70%, в ТЦ «Космополис» и ТРЦ «Северный Молл» – 30-50%.