3042 0
Идеальная формула ТРК
Рынок торговой недвижимости Петербурга по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных с точки зрения доходности. Портал BSN поинтересовался у экспертов секретами успеха торгового центра, последними тенденциями в сегменте торгового ритейла.
За III кв. 2013 года введено 74 тыс. кв. м. торговой недвижимости, что выше показателя III кв. 2012 года почти в два раза. В результате ввода, по данным NAI Becar, общий объем предложения составил 3 284 тыс. кв. м. Средний уровень вакансии в III квартале составил 5-6%, что больше чем в предыдущем квартале почти на четверть. При этом уровень вакантных площадей варьируется в зависимости от проекта.
Проходимость и локация
Ольга Шарыгина, управляющий директор NAI Becar
Рост вакантных площадей на фоне роста предложения говорит о том, что рост предложения не подтверждается пропорциональным ростом спроса, несмотря на появление на рынке новых крупных арендаторов, в том числе с развлекательной функцией. С учетом прогноза ввода новых объектов, вероятней всего, уровень вакансии продолжит свой рост. Арендные ставки в III квартале остались на прежнем уровне. В течение III квартала на рынке торговой недвижимости не произошло существенных изменений. В том случае, если будут введены все заявленные проекты торговых центров, объем нового предложения станет рекордным по сравнению с показателями предыдущих лет.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге
Сложно сравнивать проходимость в объектах разного масштаба. Но безусловным лидером является ТРК «Галерея». Другой вопрос, что возможности строительства другого торгового комплекса суперрегионального масштаба в центре города крайне ограничены. Поэтому в данном случае отличная локация была очень эффективно реализована с помощью очень успешной концепции торгового комплекса. В результате получился объект, который был продан за рекордную для рынка коммерческой недвижимости сумму.
Примеры для подражания
Роман Шиман, руководитель департамента коммерческой недвижимости «Матрикс-Недвижимость»
Наиболее востребованы покупателями и арендаторами торговые центры «Галерея», «Невский Центр», «Лето». К лидерам, конечно же, нужно добавить Мега-Парнас и Мега-Дыбенко и отметить ввод в эксплуатацию ТРЦ «Жемчужная Плаза», которая, бесспорно, привлечет внимание людей.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге
Следует выделить ТРК «Галерея», обе «Меги», «Невский центр», «Гранд-Каньон». Каждый из этих объектов (а также среди других) обладает определенными преимуществами, которые позволяют говорить о его успешности.
Тренды и покупатели
Владимир Скигин, председатель совета директоров УК Satellit Development
Рынок торговой недвижимости уже перешел на новый уровень, требования посетителей торговых центров изменились. Теперь популярный объект предполагает не только качественный уровень шопинга, но и возможность хорошо провести время, отдохнуть с семьей и друзьями. Конечно, с точки зрения рентабельности развлекательные форматы не отличаются высокими показателями, однако для формирования лояльности к объекту, повышения уровня проходимости, что, в конечном счете, приводит к увеличению объема продаж, в условиях высокой конкуренции необходимо. Как результат - мы видим, что подавляющее большинство новых объектов появляются со значительной долей развлекательных форматов. Исключение, пожалуй, составляют микрорайонные торговые центры, которые решают другие задачи и нацелены, в первую очередь, на удовлетворение первостепенных потребностей жителей района. Наиболее активное развитие в последнее время получили детские образовательно-развлекательные форматы, которые позволяют родителям на время оставить детей и заняться покупками.
Думаю, в следующем году активное строительство торговых объектов продолжится. Тем не менее, предложение в некоторых районах города уже близко к насыщению, поэтому в последующие годы стоит ожидать более активного строительства в формирующихся районах города, вблизи крупных строящихся жилых комплексов.
Роман Шиман, руководитель департамента коммерческой недвижимости «Матрикс-Недвижимость»
Одним из главнейших трендов является все более активное появление развлечений в торговых центрах. Так, наиболее яркие примеры - экзопарк в ТЦ «Рио» и «Маза Парк» в «Континенте». Также стоит отметить формат детских развлечений, который последнее время в тренде. Это вполне объяснимо, потому что люди уже хотят не просто идти за покупками, но и интересно проводить время в торговом центре, отдавать на различные мастер-классы своих детей.
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real
Развлекательная составляющая в ТЦ составляет минимально 15% от общей площади комплекса, при этом на рынке есть примеры, когда развлекательная функция достигает 50% площадей.
Нередко девелоперы стараются включить в состав ТЦ помимо стандартных развлекательных компонентов: кинотеатр, боулинг, детские аттракционы, экзопарк, новые форматы развлечений: аквапарк, полноценные досугово-развлекательные центры, детские города профессий для детей, театры, музеи, творческие студии и т.п.
Среди новинок рынка можно отметить скалолазно-веревочные и экстремальные парки, батутные центры, интерактивные театры, города профессий, центры дней рождения, арт-центры и детские творческие пространства. На рынке детских развлечений активно развиваются новые форматы развлечений для детей, в основе концепции которых лежит не развлечения, а развитие через игры.
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН
Операторы развлечений сегодня могут быть дополнительным рекламным фактором для ТК. Однако как показали последние исследования, как правило, развлекательная составляющая не приносит дополнительный пешеходный поток торговой галерее. Люди обычно идут или в кино, на аттракционы и т.д. или за покупками.
Тем не менее, с помощью развлекательной составляющей многие собственники ТК пытаются привлечь дополнительный трафик в сам комплекс. Например, несколько лет четко прослеживается тенденция открытия торговых центров в новых жилых районах и кварталах. Такие объекты, как правило, мало чем отличаются друг от друга, а набор арендаторов там примерно одинаков. Это приводит не к увеличению спроса, а к его перераспределению между комплексами. В связи с этим ТК пытаются привлечь новых клиентов именно с помощью развлечений.
Можно отметить, что в 2013 году в сегменте развлечений появилось много новых операторов, особенно ориентированных на детскую и семейную аудиторию.
Ольга Шарыгина, управляющий директор NAI Becar
В последнее время основным трендом развития торговой недвижимости является то, что подавляющее большинство вводимых в эксплуатацию торговых комплексов являются многофункциональными, а именно – торгово-развлекательными. До конца года к вводу планируется 330 000 кв.м. торговых площадей и 2/3 из них будут включать в себя развлечения.