Войти

3943 0

Торговля ждет арендаторов

Уровень вакансии в менее качественных торговых центрах может достигнуть 30-40%.

За I квартал текущего года в городе не отрылось ни одного торгового центра – совокупная торговая площадь торговых центров в Санкт-Петербурге осталась на уровне 2,64 млн кв. м (GLA), по данным Colliers International. Средний уровень вакансии пока сохранился на уровне 6%, однако ротация арендаторов по-прежнему высока, и эксперты ожидают повышения объема свободных площадей к лету, особенно в менее качественных торговых центрах.

Шанс для нетипичных брендов

Всего на конец I квартала текущего года совокупная торговая площадь современных объектов в городе сохранилась на уровне 3,52 млн кв. м. Большая часть этого объема приходится на торговые центры. На втором месте – гипермаркеты (460 тыс. кв. м), затем – DIY центры (253 тыс. кв. м) и мебельные центры (190 тыс. кв. м), по данным Colliers International.

В торговых комплексах отмечается рост ротации арендаторов. Магазины крупных ритейлеров концентрируются в наиболее качественных торговых центрах, в то время как в неуспешных объектах растет доля свободных площадей.  При этом в успешных торговых центрах начали появляться арендаторы, которые раньше не могли себе этого позволить, к примеру, небольшие магазины дизайнерской одежды.

«Мы ожидаем, что в условиях сокращения числа магазинов многих ритейлеров уже к середине года мы увидим ситуацию, когда наименее качественные торговые центры будут показывать вакантность более 30-40%, а к концу года еще выше. При этом в наиболее качественных торговых комплексах с удачным расположением появятся бренды, которые раньше не могли позволить себе открывать магазины в топовых проектах как в силу высокой ставки, так и в силу позиционирования торгового центра», - отмечает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге.

Коммерческие условия по существующим договорам аренды корректируются. Для удержания и привлечения арендаторов собственники торговых центров предлагают фиксацию курса валюты в договоре аренды на ближайшие 6-12 месяцев, привязку ставки к проценту с товарооборота и уровню заполняемости торгового центра, отсутствие индексации арендной ставки на текущий год и скидки.

В сложившихся условиях торговые операторы стараются оптимизировать свой бизнес, придерживаясь разных стратегий - сокращая расходную часть бюджета и оставаясь в той же ценовой категории или, напротив, повышая цены на товары. Эксперты Colliers считают самой выгодной стратегией сохранение закупочной цены на товар на сопоставимом с прежним уровне, что позволяет существенно не увеличивать цены, однако это удается далеко не всем арендаторам.

«Фэшн-сегмент очень сильно трансформируется. Результаты реализации трех стратегий в разных комбинациях будут заметны во втором полугодии, потому что покупатели, которые сейчас испугались инфляции и уменьшения своих реальных доходов, все равно вернутся в магазины. Какие-то бренды окажутся гораздо дороже, какие-то – совершенно доступными, поэтому выручка по фэшн-брендам сильно перераспределится, доли рынка будут иными», - прогнозирует Андрей Косарев.

Перспективными форматами эксперты считают небольшие локальные торговые центры в районах с плотной жилой застройкой, а также аутлеты, где можно приобрести одежду известных брендов со значительными скидками. В текущем году, по данным Colliers International, планируется ввести несколько торговых центров – 2-ю очередь ТК «Питер Радуга» (27 тыс. кв. м - GLA), 1-ю очередь Outlet Village Pulkovo (15 тыс. кв. м), а также локальный торговый центр «Парнас» (9 тыс. кв. м). Тем не менее, объемы будущего ввода качественных торговых площадей в перспективе 2015-2016 года останутся самыми низкими за последние пять лет.

Динамика ввода торговых центров по годам

Источник: Colliers International

Ставки стрит-ритейла приостановили снижение

Основными тенденциями I квартала в сегменте стрит-ритейла стали увеличение числа вакантных площадей и закрытие крупных торговых точек. В частности,  флагманские магазины закрывали бренды HTC, Ecco, «Билайн», «Зенит», Carl's Jr, Vis-A-Vis, закрывали филиалы банки (к примеру, «Райффайзенбанк», «Русский стандарт», «Банк Москвы»). В меньшей степени, чем в прошлом году, развивались операторы фэшн-сегмента и аптеки, в то время как продуктовые ритейлеры низкого и среднего ценового сегмента, операторы детских товаров, электроники и бытовой техники продолжают сохранять свою долю в сегменте. Ротация арендаторов на основных магистралях составила около 20%, что ниже показателей конца прошлого года, когда арендаторы сменились приблизительно в 30% помещений.

«Активные ротации арендаторов, изменения в направлениях игроков рынка характерны для сложных периодов в экономике. Тем не менее, мы ожидаем, что уровень ротаций арендаторов встроенных помещений в 2015 году не превысит порога в 20%. Компании, которые оказались в зоне негативного влияния кризиса первыми, уже закрыли торговые точки в центральных торговых коридорах. Те, кто чувствовал себя увереннее, пересмотрел или пересматривает арендные ставки и продолжает работу в арендуемых помещениях на новых условиях», - отмечает Ольга Аткачис, руководитель департамента Street Retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге.

По данным компании, за последние шесть месяцев заявляемые собственниками ставки аренды, выраженные в рублях, на центральных магистралях снизились в среднем на 20–30%, в том числе и для ликвидных помещений. В то же время, по сравнению с IV кварталом прошлого года, наблюдается замедление темпов снижения арендных ставок. По словам Ольги Аткачис, если в конце прошлого года скидки на аренду помещений могли составлять до 35-40% от рублевой цены, то сейчас скидки составляют порядка 10-15%. При этом срок экспозиции помещений, предлагаемых по завышенным ставкам, может составлять от 4 до 6 месяцев и выше.

 

Арендные ставки на основных центральных коридорах

Источник: Colliers International

Объем вакантных площадей на Невском проспекте составляет около 15-20%, освобождающиеся помещения привлекли тех операторов, для которых ранее не находилось вакантных площадей -  вырос спрос со стороны операторов общепита, фэшн-сегмента, а также сувениров. В целом, по данным Colliers, наиболее популярными среди развивающихся арендаторов на протяжении I квартала являлись помещения площадью 200–500 кв. м в центральной части города и большие площади от 1 000 кв. м в спальных районах Петербурга. Также остается высоким спрос на покупку коммерческих площадей, особенно качественные помещения в основных торговых коридорах, предложение которых ограничено.

 

  • Автор: Ксения Быстрицкая

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей