623 0
На восстановление гостиничной отрасли понадобиться 2-3 года
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга с трудом, но все же пережил коронавирусный 2020 год. И хотя результаты последнего квартала оказались лучше двух предыдущих, стремительного «взлета» так и не произошло. Загрузка петербургских отелей в конце года остановилась на уровне 41%, а предложение стало немного лучше, чем в 2019-м. На быстрое восстановление отрасль не рассчитывает, эксперты дают примерно 2-3 года.
Новые игроки
По данным Becar Asset Management, общий объем рынка качественных гостиниц Санкт-Петербурга по итогам IV квартала 2020 года составил 27,8 тыс. номеров – на 2% больше, чем годом ранее. В течение года открылись 22 новых проекта в сегменте 3-5* на 2023 номера, что на 195% превысило результаты 2019 года. Значительная часть открытий пришлась на IV квартал 2020 года – в октябре-декабре двери распахнули 8 отелей на 816 номеров.
В 2020 году рынок также недосчитался 4 проектов на 680 номеров – сроки их ввода были перенесены на 2021 год из-за нестабильной экономической ситуации. Кроме того, во время пандемии из Санкт-Петербурга ушел немецкий оператор Meininger, а уровень международного брендированного предложения сократился на 2% к 2019 году.
Низкие тарифы
Общая тенденция к медленному восстановлению рынка наблюдалась и в ценообразовании: после серьезного падения цен во II (-45% к аналогичному периоду прошлого года) и III (-19%) кварталах 2020-го, в IV квартале средняя цена оказалась всего на 13% меньше, чем в октябре-декабре 2019 года, и приблизилась к минимальным показателям апреля 2020-го – около 3 тыс. рублей за номер в сутки.
Наибольшее снижение (на 16%) произошло в сегменте «три звезды» и «четыре звезды», наименьшее (на 5%) – в сегменте «пять звезд». Самое серьезное падение цен было зафиксировано в июне – тогда тарифы упали на 50%. Немного повысить цены смогли только апарт-отели «четыре звезды» – в октябре-декабре проживание в них стоило на 7% дороже, чем годом ранее.
Дефицит туристов
Несмотря на то, что 2020 год начался для петербургского рынка ростом всех основных показателей, уже в апреле средняя загрузка отелей упала до 12%. Введение коронавирусных ограничений, резкое снижение турпотока, переход на «удаленку», – более менее вернуться к «докризисным» значениям отели смогли только к концу лета. В августе показатель загрузки достиг пиковых значений (60%), в начале осени более менее стабилизировался (около 50%) и потом снова пошел на спад.
В итоге средний уровень загрузки по итогам IV квартала 2020 года составил 41% – на 33 п.п. меньше, чем в октябре-декабре годом ранее. Лучший результат показали апарт-отели – их заполняемость варьировалась от 65% до 70%, хуже всего год завершили хостелы – с загрузкой на уровне 18%. Кроме того, в конце года некоторые отели 3-5* по-прежнему оставалась временно закрыты.
Быстрого восстановления не будет
Затянувшийся кризис кардинально изменил ключевые рыночные показатели, заставил бизнес серьезно пересмотреть подход к организации рабочих процессов. Нестабильная экономическая обстановка, скачки курса валют, снижение доходности традиционных инструментов, льготные программы, – эти и другие факторы показали, что даже в условиях пандемии самым надежным активом остаются квадратные метры.
Развитие гостиничного рынка в 2021 году во многом будет зависеть от последствий коронавируса, уверены эксперты.
«Если мы все же достигнем успехов в проведении массовой вакцинации, то уже летом в Петербург смогут приехать некоторые иностранцы: восстановится международный турпоток, немного подрастут цены, повысится средний показатель загрузки в отелях. Внутренний деловой спрос и поездки людей с более высоким уровнем дохода могут возобновиться примерно в то же время, – подчеркивает Анастасия Заболотная, директор департамента отелей и апарт-отелей Becar Asset Management. – Впрочем, на общее состояние рынка это существенно не повлияет».
«На мой взгляд, новости о публичных мероприятиях, проведение которых запланировано на лето 2021-го, в том числе и ранее анонсированный ПМЭФ, могут говорить о постепенном восстановлении рынка, – добавляет Николай Пана, директор по развитию сети апарт-отелей Vertical. – Позитивные изменения мы можем увидеть уже в конце второго-начале третьего квартала. Однако при худшем сценарии рынок реабилитируется только через 2-3 года».