2389 0
Инфраструктурная обязанность
Строительство инфраструктуры за городом – вопрос сложный. Пока чиновники решают, кто, что и на каких условиях будет строить, девелоперы пытаются выйти из положения своими силами.
Вопрос строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры обсуждается не первый год. На финансовую помощь государства в этом вопросе загородным девелоперам рассчитывать не приходится, как известно, компаниям предлагают строить школы, дороги, детсады за свой счет, а затем передавать их на баланс государству. Застройщики, в свою очередь, скептически относятся к таким инициативам и утверждают, что в таком случае строительство социальных объектов ляжет как на плечи покупателей, т.к. все затраты войдут в стоимость квадратного метра, так и самих девелоперов.
Руководитель отдела маркетинга ГК «Балтрос» Светлана Аршинникова отмечает, что сложность также состоит в том, что строительство социальных объектов должно идти параллельно строительству жилых домов: «На объекте «Славянка» срок исполнения контракта по строительству школ и детских садов - лето 2014 года, однако за последний год на объект уже въехало дополнительно 15 тысяч человек, поэтому пришлось организовать автобусы для детей в школу ЖК «Новой Ижоры». Для решения этого вопроса компания самостоятельно заключала договоры со службами ГИБДД и устанавливала светофоры.
Компания «ПетроСтиль», старожил загородного рынка, самостоятельно строит детские сады, проводит инженерное подключение к участкам. «Традиционно нужно решать проблему с детьми, поэтому в зависимости от объема проекта в первую очередь необходимо строить детские сады и школы. Если строить не получается, то необходимо создать комфортные условия для доставки детей в школы, например, в Близком мы организуем шаттлы. Второе – продовольственные магазины, где жители смогут приобретать продукты первой необходимости. Третье – медицинские учреждения: врачебный кабинет, аптека и т.д. Далее по мере роста проекта и увеличения числа жителей могут быть построены дополнительные объекты инфраструктуры – парикмахерские, прачечные, химчистки, спортивные комплексы и т.д.», - рассказывает Елена Карасева, директор по маркетингу компании.
Также эксперт отмечает, что при покупке загородного жилья очень важно обращать внимание на застройщика, потому что сейчас на загородном рынке присутствует большое количество непрофессиональных игроков. «Если девелопер имеет пул реализованных проектов, у него есть опыт взаимодействия с администрацией, то, безусловно, проблем с подключением к инженерным сетям и строительством инфраструктуры не будет. В целом, это зависит от уровня проекта – тип жилья, сегмент. Если это бизнес и выше, то правильнее будет девелоперу озаботиться строительством инфраструктуры. Если это комфорт и ниже, эту задачу должен решать город», - заключает г-жа Карасева.
В Коллегии профессиональных девелоперов – организации, объединяющей ведущих застройщиков Ленинградской области – сообщают, что загородное жилье форматов ИЖС и МЖС рассматривается властью не как первая необходимость, а в некотором роде как предмет роскоши. Сегодня основной объем спроса в этих сегментах сориентирован в сегменте эконом, а коттедж или частный дом в эти рамки не вписывается. Классический загородный девелопмент – это комфорт-класс и выше. Поэтому позиция власти такова, что купив участок за 5 млн. рублей, житель сможет оплатить и частный детский сад, который обойдется ему в 15-20 тысяч рублей в месяц. У области попросту нет средств, чтобы строить объекты социальной инфраструктуры. Но если детсад девелопер еще может построить, то поликлинику – уже нет, это не его бизнес.
Сейчас ситуация такова, что, помимо бюджетных средств, есть три возможных варианта строительства объектов инфраструктуры за городом: передача на добровольной основе городу, выкуп уже построенных объектов городом и государственно-частное партнерство. Какое из предложенных вариантов станет наиболее оптимальным для девелоперов и приемлемым для покупателей, лишь вопрос времени, - заявляют эксперты, - тем временем каждый девелопер использует свои инструменты и возможности для решения инфраструктурного вопроса, но единых отработанных процедур решения этой проблемы на данный момент не существует.