Войти

5310 0

Особенности развития городов постсоветского пространства

Особенностями развития городов постсоветского пространства (бывшего СССР и стран Восточной Европы), отличающими их от городов Западной Европы, являются ряд пространственных деформаций, произошедших от развития в условиях отсутствия рынка недвижимости и усиленной индустриализации: " жилая недвижимость с высокой плотностью населения располагается на окраинах города (спальные районы) " вокруг городского центра располагается анормально широкий пояс промышленных предприятий " в центре города остро не хватает услуг и розничной торговли " центр города отличается слабой инфраструктурой, находящейся, к тому же, в плохом состоянии и неспособной поддерживать существующую высокую плотность населения. " В центральных районах города присутствуют проблемы с правами собственности на недвижимость, что препятствует развитию городской среды Одной из наиболее ярких иллюстраций, показывающих различия между европейскими городами и городами постсоветского пространства, к которым относится и Санкт-Петербург, является распределение плотности населения по площади города (см. рис.2 ). Хорошо заметны характерные ямы промышленных зон и высокая плотность населения исторического центра. Рисунок 2. Распределение населения по площади города Санкт -Петербург, как и другие города Восточной Европы, несет на себе все соответствующие особенности развития. Как и многие другие европейские постсоветские города, он представляет собой ядро европейского города, насильственно окруженное кольцом промышленных зон. При этом, ситуация Санкт-Петербурга значительно более серьезна в этом отношении, нежели чем ситуация в других городах: площадь промышленных зон Санкт-Петербурга превосходит аналогичные показатели всех городов Европы (см. рис 3). Рисунок 3. Процент промышленных зон в площади города Стремительное развитие рынка недвижимости городов постсоветского пространства привносит значительные изменения в среду города. Типичными проявления стихийных рыночных сил стали практически повсеместно наблюдаемые высокие цены на недвижимость в центре города, падение цен на панельное жилье в пригородах, а также распространение офисных центров и розничной торговли в центре города за счет жилой недвижимости. Кроме того, резкий рост количества автомобилей приводит к транспортным проблемам и нехватке парковок в центре. Реакция властей городов постсоветского пространства на происходящие перемены повсеместно отличается отсутствием взаимосогласованности и осмысленности, в первую очередь, вследствие отсутствия представления о тенденциях и перспективах развития города. Так, например, привлечение крупных торговых сетей и строительство крупных торговых центров на окраинах города на фоне резкого дефицита торговли в центре ведет к размыванию моноцентричного характера европейского города и вызывает проблемы и переформатирование транспортной системы. Дефицит торговли в центре приводит к развитию "палаточной торговли" и ларьков, что отнюдь не украшает исторический центр. Нехватка инвестиций в инфраструктуру центральных районов резко снижает капитализацию земли и ценность недвижимости в деловом центре. Крупные инвестиции в кольцевые автодороги, необходимые как ответ на массовую автомобилизацию населения, отнимают ресурсы развития у центра города. Отсутствие вменяемой политики в отношении транспорта и автомобилизации традиционно ведет к нарастанию проблем с парковкой в историческом центре, его загрязнению и снижению качества жизни. Кроме того, типичной особенностью развития городов постсоветского пространства, особенно ярко выделяющей их на фоне городов Западной Европы, является нежелание и частая неспособность городских властей совершить в регулятивной области переход от жестких генеральных планов к гибким и функциональным регулирующим нормам. Этому затруднению способствует и отсутствие взаимодействия между традиционно централизованной городской властью и муниципалитетами, что на практике приводит к отсутствию возможностей для эффективного развития городской среды. Наиболее явным проявлением этого противоречия является отсутствие четкой стратегии городского развития, в равной степени учитывающей и необходимость развития пригородов, и развитие городского жилья коммерческой недвижимости, и поддержку и развитие исторического центра как туристического объекта и места жизни. Таким образом, развитие города постсоветского пространства (и Санкт-Петербург не является исключением) требует особой стратегии, которая бы позволяла как решать проблемы и использовать ресурсы, оставшиеся от советского периода, так и уважать европейские традиции и особенности европейского развития города. В первую очередь, такая стратегия должна совмещать развитие исторического центра и его транзитное транспортное обслуживание с развитием крупных пригородов и неизбежной автомобилизацией. При этом, развитие постсоветских городов, и Санкт-Петербурга в их числе, имеет ряд особенностей, затрудняющих прямое копирование европейского опыта, особенно современного. Для того, чтобы превратиться в полноценный европейский город, Санкт-Петербургу предстоит решить много проблем, связанных с его индустриальным прошлым.
  • Автор: Артём Желтов

  • Источник: http://www.bsn.ru/

Назад к списку новостей