Войти

3846 0

Российский рынок кофеен еще не достиг своего насыщения

Россия традиционно считается «чайной» страной. По уровню потребления кофе на душу населения страна занимает лишь 31-е место в мире. Если в Финляндии, занимающей лидирующую позицию, житель в среднем потребляет в год 9,7 килограмма кофейных зерен, то в России лишь 0,8 килограмма.
Росту потребления кофе в России, в том числе способствует развитие рынка кофеен. По сравнению с западом рынок кофеен в России довольно молод. Первая кофейня в современном понимании была открыта в Санкт-Петербурге в 1994 году. Два года спустя такой формат заведения общественного питания появился и в Москве, где при магазине кофе CoffeeBean около станции «Кузнецкий мост», чтобы посетители могли попробовать продукцию, была открыта кофейня. «Собственно российский формат кофейни в настоящее время только формируется. При сохранении акцента на основном продукте, российские кофейни, как правило, эволюционируют в сторону включения в меню алкогольных напитков, включая разливное пиво, а также холодных и горячих блюд, - отмечает Анна Данченок, зам. директора департамента консалтинга NAI Becar.
По состоянию на конец 2010 года, сегмент кафе и баров занимал около 13 процентов рынка общественного питания России в стоимостном выражении, говорится в исследовании Euromonitor. В 2009 году этот, как и другие сегменты рынка, пережил спад, связанный с мировым финансовым кризисом. Однако уже начиная с 2010 года ситуация начала улучшаться. По прогнозам авторов исследования, в 2010-2015 годах сегмент кафе и баров продемонстрирует 15-процентный рост. При этом, по оценке г-жи Данченок, «в сегменте кафе и баров наиболее динамично будут развиваться именно кофейни, популярность которых во многом обеспечивает стремление жителей крупных городов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, вести «западноевропейский» образ жизни. Например, распространяющаяся мода среди жителей столиц на завтрак вне дома, влечет за собой рост популярности сетевых кофеен. Все крупнейшие сетевые кофейни России в настоящий момент предлагают своим посетителям комплексные завтраки по специальным ценам».
Посещение кофеен и чайных, по данным исследовательского центра Canadean, наравне с заведениями фаст-фуда, является абсолютным лидером среди активностей россиян «вне дома». При этом походы в кофейни/чайные занимают первую строчку всех возрастных категорий (от 16-19 лет до 65+) и всех уровней дохода. Лишь среди подростков посещение кофеен уступает по популярности посещению кино и визитам в фаст-фуд. В среднем россияне посещают кофейни около 2,4 раза в месяц. Пик популярности такого времяпрепровождения – 2,92 раза в месяц - приходится на возрастную группу 20-24 года. Самая старшая возрастная группа – 65+ - ходит в кофейни 1,09 раза в месяц, однако и среди пенсионеров такое времяпрепровождение уступает по популярности лишь визитам в социальные центры (1,92 раза в месяц).
Кофейни и чайные также лидируют и по размеру затрат в месяц среди россиян всех групп доходов. Наиболее высокая доля посетителей кофеен и кафе-кондитерских, по данным РБК, наблюдается среди жителей Новосибирска. За последние полгода почти 3 из 4 опрошенных жителей Новосибирска посещали заведения общественного питания рассматриваемого формата. Кроме Новосибирска, Москвы и Санкт-Петребургав кофейни также любят ходить жители таких российских городов, как: Омск, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Челябинск, где показатели частоты посещения кофеен среди опрошенных жителей рассматриваемых географических зон превосходят среднее по России в целом значение и достигают 75 процентов от общего числа опрошенных.
На данный момент в России насчитывается около 3 тысяч кофеен. При этом, по данным РБК, около 1340 из них находятся под управлением сетей, которых в РФ по состоянию на конец 2011 года насчитывалось более 80. По данным компании inFOLIO Research Group из действующих в РФ кофеен около 410 находятся в Москве, около 350 – в Санкт-Петербурге. На остальные города-миллионники приходится лишь чуть более 350 кофеен. При этом в городах с населением менее 150 тыс. человек специалисты компании зафиксировали лишь 32 заведения, позиционирующих себя как кофейни.
По словам Анны Данченок: «насыщенность рынка невысока, и потенциал развития огромен: на 100 тысяч жителей страны приходится 2 кофейни. Для сравнения, в Милане и Нью-Йорке на 100 тысяч жителей приходится соответственно 135 и 27 кофеен, тогда как в Москве – лишь 4 заведения. При этом основная часть заведений расположена в Москве и Санкт-Петербурге – рынки этих городов насыщены не менее чем на 70%».
Всего в Москве, по данным IndexBox, насчитывается около 400 кофеен, а в Санкт-Петербурге – около 350. Потенциальную емкость рынков обеих столиц IndexBox оценивает в 2 тысячи кофеен в каждом из городов. Эксперты inFOLIO Research Group считают, что Москва в состоянии «переварить» еще как минимум 260 точек-кофеен middle-сегмента и 10-15 кофеен сегмента premium. Что касается города на Неве, то здесь не хватает 140 кофеен для среднего класса, и 5-7 для обеспеченных посетителей. В денежном выражении рынок Москвы насыщен на 70%, Санкт-Петербурга – на 80%.
До 74% общероссийского рынка контролируется кофейнями нижнего middle-сегмента, со средним около 500 руб. Еще 19% приходится на долю заведений с чеком до 700 руб. Около 7% занимает premium-сегмент – выше 700 рублей. Интересно, что и в столицах, и в регионах средний чек варьируется в одном и том же диапазоне 300-500 руб. Нижний ценовой сегмент на данном рынке отсутствует. Его роль частично берут на себя заведения быстрого питания.
Лидер рынка – сеть кофеен «Шоколадница» – располагает 247 точками, из которых как минимум 200 приходится на Москву и Московскую область. По данным сайта компании в Санкт-Петербурге открыто 25 кофеен, в Екатеринбурге – 5, в Уфе – 4, в Нижнем Новгороде, Казани и Новосибирске – по 3, в Калининграде и Ростове-на-Дону – по 2. Самой крупной региональной сетью кофеен можно признать «Кофе Хауз», из 221 точек которой 110 размещены в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и Екатеринбурге, а также на Украине. Серьезную работу по проникновению в регионы осуществляет «MacCafé»: 21 кофейня в регионах против 19 в Москве. Несколько уступает ей компания «Traveler’sCafe», располагающая 31 кофейней.
Как уже говорилось, самые насыщенные кофейнями города – это Москва и Санкт-Петербург. На столичном рынке 60% в стоимостном выражении приходится на крупные сетевые кофейни, такие, как «Шоколадница» и «Кофе Хауз», небольшие сети – например, CostaCofe, «Кофеин», «Кофемания» – занимают 20% рынка. Оставшиеся 20% приходятся на одиночные кафе. В Санкт-Петербурге большая часть рынка – 65% – принадлежит крупным и мелким сетевым кофейням, причем наиболее значительные доли занимают лидеры московского рынка – «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Остальная часть рынка принадлежит несетевым заведениям.
Всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 350 кафе. На рынке северной столицы, как уже было сказано выше, доминируют федеральные сети «Шоколадница» и «Кофе Хауз», занимающие в стоимостном выражении 60 процентов. В Спб насчитывается 27 кофеен «Шоколадница», в том числе отствующего в Москве формата «некурящие кафе» и 44 кофейни «Кофе Хауз». На рынке также присутствуют сети «МакКафе», CostaCoffe (3 заведения), Cinnabon (4 заведения). В ближайшее время на рынок Спб намерен выйти «Старбакс».
Третье место на рынке Спб занимает международная сеть Coffeeshop Company–австрийская компания, работающая по франшизе в 14 странах мира. В РФ с 2008 года. В Спб 23 кофейни Coffeeshop Company. Сеть также представлена и в Москве, однако в столице у нее пока лишь четыре заведения.
Сеть кофеен «Чайникофф» существует в Петербурге с 2003 года. В северной столице под этим брендом работают 15 кофеен.
“Идеальная чашка» - первая кофейня этой сети была открыта в июле 1998 года в помещении театра «Балтийский дом» при участии шведского капитала. Идея принадлежала петербургской предпринимательнице Анне Матвеевой. В настоящий момент в Спб работает 11 кофеен «Идеальная чашка», ещё 5 действуют в регионах (Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар).
Как отмечает Анна Данченок, зам. директора департамента консалтинга NAI Becar: «В среднем, рентабельность кофейни составляет 70-80%, а срок окупаемости 1,5-3 года.
По мере отдаления от кризиса 2008 и роста благосостояния среднего класса, аудитория кофеен расширяется. Одновременно с ростом спроса на услугу у населения наблюдается спрос бизнеса и на отдельно стоящие/встроенные помещения стрит-ритейла, площадью до 500 кв. м.
Своего насыщения рынок еще не достиг – а значит, конкуренция среди сетей ужесточится, поскольку в ответ на расширяющийся ассортимент предложения покупатель будет отвечать возрастающими требованиями. Собственникам бизнеса необходимо сосредоточить внимание на привлечение потребителей из low-middle класса, поскольку именно они сейчас являются наиболее перспективной частью аудитории».
 

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей