227 0
Дом Рогова: реинкарнация
Дом на углу Загородного проспекта и Щербакова переулка придется снести. Альтернатива: подождать еще, пока сам не упадет на головы прохожих.
Здание стоит расселенным уже 10 лет. Столько же продолжаются споры: памятник или нет, и что с ним делать. Городские власти и структуры, ведающие охраной памятников, время от времени меняют точку зрения. Девелопер – компания «Порт» - теряет терпение и несет расходы.
Комплекс в Щербаковом переулке пострадал еще в конце 80-х, при строительстве станции метро «Достоевская». В 2000 году дом был признан аварийным. Соответствующие заключения выдали: «Ленжилниипроект» (в 2001 году) и СПб ГАСУ (в 2004-м). В 2005 необходимость разборки здания подтвердила экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям. Тогда же снесли все корпуса, кроме литера А. КГИОП согласовал Временный регламент застройки: комитет «…не возражает против мероприятий по разборке с условием обязательного последующего воссоздания» дома.
По заказу девелопера предпроектные разработки выполнили специалисты ЗАО «Рамболь» (компания входит в состав Ramboll Gruppen A/S – одной из ведущих европейских проектно-консалтинговых групп). На углу Загородного и Щербакова должен появиться бизнес-центр класса А с подземной парковкой. Общая площадь комплекса – 10 000 кв.м, стоимость проекта - $30 млн. Лицевой флигель должен быть воссоздан в первоначальных параметрах. Больше того: застройщик согласен сохранить исходный проект планировки участка. Проект получил все необходимые согласования.
«Это обойдется компании в существенную сумму,- говорит генеральный директор компании «Порт» Олег Логинов.- но репутация фирмы, имидж будущего бизнес-комплекса – тоже ценность, и мы пойдем на эти затраты».
Однако выйти на площадку строители не могут.
Под давлением функционеров ВООПИК, которые организовали и провели несколько альтернативных экспертиз, КГИОП отзывает свое согласие на разборку здания. Возникает идея придать развалинам статус регионального памятника. Дом продолжает разрушаться.
Теоретически сохранить исторический фасад возможно. Но гарантировать успех цену и назвать цену вопроса не готов ни один из опрошенных нами специалистов. «По затратам и по сложности это может быть сопоставимо с восстановлением Янтарной комнаты»,- сказал один из экспертов. Это, наверное, преувеличение. Но в городском бюджете средств на экстренную консервацию и спасение дома точно нет. И даже наиболее последовательные сторонники сохранения исторического центра от обсуждения экономической стороны проблемы уклоняются.
Признанный авторитет в области фундаментов и подземных сооружений, профессор Владимир Улицкий, опираясь на последние данные, пишет в своем заключении: «Здание находится в сильно деформированном состоянии…Компромиссный вариант – с сохранением фасадных стен по Щербакову переулку и Загородному проспекту – в данной геотехнической ситуации нереализуем…» И неутешительный вывод: «Факты, установленные в результате обследования, не оставляют надежд на возможность сохранения здания… Здание сегодня характеризуется повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности конструктивных элементов». Заключение подписано 26 марта 2009 года. Аналогичное мнение высказывает и другой известный специалист – профессор СПб Государственного архитектурно-строительного университета - Игорь Сахаров.
«Мы теряем время, - говорит Олег Логинов.- Мы открыты для дискуссий и готовы к компромиссам. Несогласованные действия городских инстанций ставят реализацию проекта под угрозу».
Досье НП
Здание, расположенное на углу Загородного проспекта и Щербакова переулка представляет историко-культурную ценность. Дом построен в 1831 году архитектором Мельниковым. Лицевой корпус, который выходит на Загородный, охраняется государством, как вновь выявленный объект культурного наследия.
Мнение НП
Сложная судьба проекта обусловлена сочетанием экономических и психологических факторов. Это место для многих ассоциируется с гражданским протестом: здесь проходили пикеты и митинги в защиту дома Дельвига. Напротив расположено здание Регент-холла – один из примеров грубого вмешательства в историческую застройку. Противники сноса дома на Загородном, 3 опасаются, что на месте флигеля появится еще один Регент-холл…
Есть в этом противостоянии некий исторический парадокс. Обаяние Петербурга формируется не только дворцами и всемирно известными ансамблями, но и (может, даже в большей степени) километрами рядовой застройки. Кварталами тех самых «доходных домов» - построенных именно для получения прибыли. И не очень понятно, за кем историческая правота: за теми, кто хочет сохранить построенное в неизменности – или за теми, кто, вослед предшественникам, стремится извлекать из построенного доход.