340 0
Защита прав инвесторов в России: актуальные вопросы
Правовое регулирование отношений по защите прав инвесторов на современном этапе в РФ берет свое начало от издания Закона РСФСР №1488-1 от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Однако, начиная со знаменитой статьи 15 указанного закона, законодательная защита прав инвесторов в России была, в основном, направлена на установление равенства прав иностранных и российских инвесторов; на дублирование норм Конституции России и гражданского законодательства о неприкосновенности права собственности.
Не обладая особой содержательностью и обладая свойством декларативности, указанные нормы фактически подтверждают обязательность компенсаций в случае лишения указанного права. Таким образом, можно констатировать, что основной угрозой для инвесторов на первом этапе выступало государство.
Однако задачей адекватного правового регулирования должны были стать нормы, устанавливающие и развивающие принцип исключительности изъятия права собственности у хозяйствующих субъектов: устанавливающие условия и четкую процедуру проведения национализации, реквизиции и конфискации. В силу различных причин указанной задачи, на наш взгляд, до настоящего времени достичь не удалось. Федеральный закон №160-ФЗ от 08.07.1999 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вводит нормы, дублирующие положения Конституции России и гражданского законодательства о возможности осуществления иностранными инвесторами предпринимательской деятельности. Федеральный закон №39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» вводит нормы о невозможности применения обратной силы правовых актов, изменяющих в сторону ухудшения правовое положение инвесторов в части налоговых, таможенных платежей, а также, фактически, срок, в течение которого инвестор может рассчитывать на то, что «правила игры» в течение определенного срока не будут изменены. Если первая вышеуказанная норма представляет собой классический правовой принцип действия норм права во времени, не нуждающийся в дублировании, то вторая норма, которая устанавливает максимальный семилетний срок «стабильности» для инвестора, является явно дискуссионной в связи с тем, что во многом зависит от усмотрения государства в лице участников и инициаторов нормотворческого процесса (исполнительные и законодательные органы публичной власти).
На основе вышеуказанного можно констатировать, что государство является одним из основных носителей всевозможных и, в первую очередь, правовых угроз для инвесторов. Объем разрешительных документов, которые устанавливаются органами публичной власти при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также возможность применения государственными служащими «усмотренческого» принципа принятия, изменения, отмены решений, принимаемых при реализации инвестиционного процесса, дает возможность утверждать, что указанная потенциальная угроза со стороны государства продолжает существовать, что, в свою очередь, требует дальнейшей самоорганизации инвесторов для реализации законодательных инициатив, позволяющих реально защищать права инвесторов, в том числе, для установления максимально упрощенного порядка получения всех необходимых разрешительных документов.
Нельзя не отметить и позитивные изменения в области гарантирования прав инвесторов в РФ. Несомненным достижением российского законодателя можно считать появление правовых норм, гарантирующих права частных инвесторов (вне зависимости от страны происхождения) от злоупотреблений со стороны иных частных лиц. Примером являются нормы, вводимые законодательством о защите прав лиц на рынке ценных бумаг (Федеральный закон №46 от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), а также нормы, вводимые печально известным в кругу российских застройщиков Федеральным законом №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которые позволяют дольщикам оказывать активное давление на застройщиков. Все это позволяет говорить о формировании такого института законодательства как инвестиционное право, состоящего из норм, регулирующих отношения не только публичного и частного субъектов (государство – инвестор), в котором государство является основным носителем правовых и иных угроз при осуществлении инвестиционного проекта, но и состоящего также из норм, регулирующих отношения исключительно между частными субъектами (инвестор – застройщик; инвестор – дольщик и так далее).
Реализация последних правотворческих инициатив государства свидетельствует об объективном факте возникновения второй группы угроз для инвесторов – угроз со стороны контрагентов (дольщиков, подрядчиков). Но для утверждения о том, что новый институт законодательства сформировался, может свидетельствовать только появление норм, регулирующих отношения между инвесторами и иными лицами инвестиционного процесса (например, путем установления специальных норм об ответственности перед инвестором лиц за создание различных фактических препятствий реализации инвестиционного проекта).
Не обладая особой содержательностью и обладая свойством декларативности, указанные нормы фактически подтверждают обязательность компенсаций в случае лишения указанного права. Таким образом, можно констатировать, что основной угрозой для инвесторов на первом этапе выступало государство.
Однако задачей адекватного правового регулирования должны были стать нормы, устанавливающие и развивающие принцип исключительности изъятия права собственности у хозяйствующих субъектов: устанавливающие условия и четкую процедуру проведения национализации, реквизиции и конфискации. В силу различных причин указанной задачи, на наш взгляд, до настоящего времени достичь не удалось. Федеральный закон №160-ФЗ от 08.07.1999 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вводит нормы, дублирующие положения Конституции России и гражданского законодательства о возможности осуществления иностранными инвесторами предпринимательской деятельности. Федеральный закон №39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» вводит нормы о невозможности применения обратной силы правовых актов, изменяющих в сторону ухудшения правовое положение инвесторов в части налоговых, таможенных платежей, а также, фактически, срок, в течение которого инвестор может рассчитывать на то, что «правила игры» в течение определенного срока не будут изменены. Если первая вышеуказанная норма представляет собой классический правовой принцип действия норм права во времени, не нуждающийся в дублировании, то вторая норма, которая устанавливает максимальный семилетний срок «стабильности» для инвестора, является явно дискуссионной в связи с тем, что во многом зависит от усмотрения государства в лице участников и инициаторов нормотворческого процесса (исполнительные и законодательные органы публичной власти).
На основе вышеуказанного можно констатировать, что государство является одним из основных носителей всевозможных и, в первую очередь, правовых угроз для инвесторов. Объем разрешительных документов, которые устанавливаются органами публичной власти при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также возможность применения государственными служащими «усмотренческого» принципа принятия, изменения, отмены решений, принимаемых при реализации инвестиционного процесса, дает возможность утверждать, что указанная потенциальная угроза со стороны государства продолжает существовать, что, в свою очередь, требует дальнейшей самоорганизации инвесторов для реализации законодательных инициатив, позволяющих реально защищать права инвесторов, в том числе, для установления максимально упрощенного порядка получения всех необходимых разрешительных документов.
Нельзя не отметить и позитивные изменения в области гарантирования прав инвесторов в РФ. Несомненным достижением российского законодателя можно считать появление правовых норм, гарантирующих права частных инвесторов (вне зависимости от страны происхождения) от злоупотреблений со стороны иных частных лиц. Примером являются нормы, вводимые законодательством о защите прав лиц на рынке ценных бумаг (Федеральный закон №46 от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), а также нормы, вводимые печально известным в кругу российских застройщиков Федеральным законом №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которые позволяют дольщикам оказывать активное давление на застройщиков. Все это позволяет говорить о формировании такого института законодательства как инвестиционное право, состоящего из норм, регулирующих отношения не только публичного и частного субъектов (государство – инвестор), в котором государство является основным носителем правовых и иных угроз при осуществлении инвестиционного проекта, но и состоящего также из норм, регулирующих отношения исключительно между частными субъектами (инвестор – застройщик; инвестор – дольщик и так далее).
Реализация последних правотворческих инициатив государства свидетельствует об объективном факте возникновения второй группы угроз для инвесторов – угроз со стороны контрагентов (дольщиков, подрядчиков). Но для утверждения о том, что новый институт законодательства сформировался, может свидетельствовать только появление норм, регулирующих отношения между инвесторами и иными лицами инвестиционного процесса (например, путем установления специальных норм об ответственности перед инвестором лиц за создание различных фактических препятствий реализации инвестиционного проекта).