255 0
Инструмент подкачал
Периодические попытки популяризовать сертификацию риэлтерских услуг ни к чему не приводят. Тратить на раскрутку сертификата большие деньги агентства недвижимости не хотят: в нынешних условиях это экономически не оправдано.
В настоящее время сертификация - единственный существующий инструмент регулирования риэлтерской деятельности: теоретически он позволяет задать стандарты услуги и контролировать их соблюдение. Но несмотря на четырехлетнюю историю он по-прежнему остается виртуальным. Сертификаты имеют лишь 46 агентств (в городских каталогах информацию об объектах размещают более 400 риэлтерских фирм).
Большинство клиентов до сих пор не знает о существовании и назначении этого документа. Многие горожане путают их с лицензиями, хотя риэлтерская деятельность не лицензируется с 2002 года.
Сертификат - не государственный документ и поэтому не является обязательным. Его выдает Российская гильдия риэлтеров. Чтобы получить бумагу, компании необходимо выполнить несколько условий: застраховать профессиональную ответственность, провести обучение и аттестацию сотрудников. При этом эксперты исследуют, насколько договорная база фирмы соответствует требованиям законодательства. Сертификат выдается на три года, потом компания должна заново пройти всю процедуру. В городе ее уже преодолели 10 агентств.
Когда программа сертификации запускалась, подразумевалась ее автоматическая «раскрутка»: фирмы будут ссылаться на сертификат в рекламе, и клиенты начнут спрашивать у агентств этот документ. Однако этого не произошло. «Еще ни один клиент не поинтересовался сертификатом. Тех, кто приходит к нам, чаще волнуют другие вопросы: сколько лет фирма работает на рынке, прозрачность взаимоотношений, рекомендации знакомых», - говорит Яков Кусевицкий, генеральный директор АН «Центр».
Похоже, в РГР осознали, что продвижению документа необходимо уделять больше внимания. В ближайшем будущем гильдия намерена выпустить большим тиражом брошюру для граждан, объясняющую, почему важно обращаться в сертифицированные компании. Также в РГР уповают на внебюджетные фонды региональных ассоциаций. Однако риэлтеры на местах также не спешат тратиться. «Российская гильдия пока не особо вкладывалась в раскрутку сертификации, фирмы же должны каждые три года платить за повторное получение документа. Поэтому мы выступили с предложением продлить его срок до пяти лет», - говорит президент Ассоциации риэлтеров Петербурга Павел Штепан.
«Сегодня РГР тратит на продвижение сертификации 1% от своего бюджета. Я понимаю, что эту сумму надо увеличить как минимум втрое, чтобы достичь видимых результатов. Ассоциация риэлтеров США уже 90 лет работает над продвижением брэнда «риэлтер», тратит ежегодно на эти цели более $10 млн и не считает, что задача уже выполнена», - комментирует Александр Романенко, президент-элект РГР. Вопреки мнению противников сертификации Романенко убежден, что через два - четыре года гильдии удастся сделать этот документ обязательным: «Цивилизованный риэлтер должен понимать, что сертификация необходима, она защищает его бизнес от недобросовестных подражателей и работает на его имидж. Я против административно-насильственных мер, я сторонник убеждения и верю в профессиональную сознательность российских риэлтеров».
Операторы рынка скептически оценивают шансы продвижения сертификации без масштабных PR-акций, а рассчитывать, что 3% от бюджета гильдии спасут ситуацию, не приходится.
Мнения экспертов
Сергей Сосоновский, генеральный директор компании «Александр-Н»: «Уверен, наличие сертификата - это показатель прозрачности деятельности агентства, его открытости. Кроме того, подготовка к проверке позволяет упорядочить свою деятельность, лишний раз обратить внимание на недочеты. К тому же для фирмы это дополнительное конкурентное преимущество: большинство клиентов до сих пор не знает, что лицензирование отменено, и спрашивают лицензию. Тогда наши сотрудники объясняют им, что теперь есть сертификаты. Как правило, это успокаивает граждан».
Виктор Соловьев, генеральный директор АН «Рускол»: «Я никогда не состоял ни в каких общественных организациях: не видел в этом никакой пользы. В сертификации не вижу смысла, по крайней мере, до тех пор, пока ее внедрение будет оставаться PR-акцией лидеров нескольких агентств. Конечно, нужен какой-то механизм, который отсекал бы недобросовестные фирмы, должны быть определенные правила игры. Но рассказывать "страшилки" о компаниях, работающих без сертификата, - бессмысленно: если агент захочет обмануть клиента, он сделает это, и никакой документ его не удержит. Важнее пропагандировать нашу профессию».
Юрий Сергеев, генеральный директор АН «Динас»: «Клиенты попросту не понимают, что такое сертификат, а пока они не начнут спрашивать его в агентствах, эта бумага вообще не имеет смысла. Прежде всего, следовало бы заняться раскруткой сертификации: например, проводить PR-акции за счет взносов членов общественных организаций (ассоциации, гильдии). Конечно, можно принять постановление, обязывающее членов гильдии сертифицироваться, но тогда некоторые из них могут выйти из РГР. Я, например, вхожу в Гильдию риэлтеров СПб, а поскольку она не входит в Российскую гильдию риэлтеров, я могу просто не узнать о таком постановлении».
Яков Кусевицкий, генеральный директор АН «Центр»: «Мы все пытаемся изобрести велосипед, а в других странах все уже давно придумано. Я бы, например, принял модель США, где лицензию получает не фирма, а каждый агент, а задача компании - создать у себя такие условия, чтобы агенты шли работать именно к ним. Сертификаты, которые получает фирма, не накладывают никакой ответственности. К чему меня может обязать бумага? Регулируемого рынка у нас сегодня нет. А то, что нам пытаются навязать сертификацию, говорит только о том, что кто-то хочет рулить на рынке».
В настоящее время сертификация - единственный существующий инструмент регулирования риэлтерской деятельности: теоретически он позволяет задать стандарты услуги и контролировать их соблюдение. Но несмотря на четырехлетнюю историю он по-прежнему остается виртуальным. Сертификаты имеют лишь 46 агентств (в городских каталогах информацию об объектах размещают более 400 риэлтерских фирм).
Большинство клиентов до сих пор не знает о существовании и назначении этого документа. Многие горожане путают их с лицензиями, хотя риэлтерская деятельность не лицензируется с 2002 года.
Сертификат - не государственный документ и поэтому не является обязательным. Его выдает Российская гильдия риэлтеров. Чтобы получить бумагу, компании необходимо выполнить несколько условий: застраховать профессиональную ответственность, провести обучение и аттестацию сотрудников. При этом эксперты исследуют, насколько договорная база фирмы соответствует требованиям законодательства. Сертификат выдается на три года, потом компания должна заново пройти всю процедуру. В городе ее уже преодолели 10 агентств.
Когда программа сертификации запускалась, подразумевалась ее автоматическая «раскрутка»: фирмы будут ссылаться на сертификат в рекламе, и клиенты начнут спрашивать у агентств этот документ. Однако этого не произошло. «Еще ни один клиент не поинтересовался сертификатом. Тех, кто приходит к нам, чаще волнуют другие вопросы: сколько лет фирма работает на рынке, прозрачность взаимоотношений, рекомендации знакомых», - говорит Яков Кусевицкий, генеральный директор АН «Центр».
Похоже, в РГР осознали, что продвижению документа необходимо уделять больше внимания. В ближайшем будущем гильдия намерена выпустить большим тиражом брошюру для граждан, объясняющую, почему важно обращаться в сертифицированные компании. Также в РГР уповают на внебюджетные фонды региональных ассоциаций. Однако риэлтеры на местах также не спешат тратиться. «Российская гильдия пока не особо вкладывалась в раскрутку сертификации, фирмы же должны каждые три года платить за повторное получение документа. Поэтому мы выступили с предложением продлить его срок до пяти лет», - говорит президент Ассоциации риэлтеров Петербурга Павел Штепан.
«Сегодня РГР тратит на продвижение сертификации 1% от своего бюджета. Я понимаю, что эту сумму надо увеличить как минимум втрое, чтобы достичь видимых результатов. Ассоциация риэлтеров США уже 90 лет работает над продвижением брэнда «риэлтер», тратит ежегодно на эти цели более $10 млн и не считает, что задача уже выполнена», - комментирует Александр Романенко, президент-элект РГР. Вопреки мнению противников сертификации Романенко убежден, что через два - четыре года гильдии удастся сделать этот документ обязательным: «Цивилизованный риэлтер должен понимать, что сертификация необходима, она защищает его бизнес от недобросовестных подражателей и работает на его имидж. Я против административно-насильственных мер, я сторонник убеждения и верю в профессиональную сознательность российских риэлтеров».
Операторы рынка скептически оценивают шансы продвижения сертификации без масштабных PR-акций, а рассчитывать, что 3% от бюджета гильдии спасут ситуацию, не приходится.
Мнения экспертов
Сергей Сосоновский, генеральный директор компании «Александр-Н»: «Уверен, наличие сертификата - это показатель прозрачности деятельности агентства, его открытости. Кроме того, подготовка к проверке позволяет упорядочить свою деятельность, лишний раз обратить внимание на недочеты. К тому же для фирмы это дополнительное конкурентное преимущество: большинство клиентов до сих пор не знает, что лицензирование отменено, и спрашивают лицензию. Тогда наши сотрудники объясняют им, что теперь есть сертификаты. Как правило, это успокаивает граждан».
Виктор Соловьев, генеральный директор АН «Рускол»: «Я никогда не состоял ни в каких общественных организациях: не видел в этом никакой пользы. В сертификации не вижу смысла, по крайней мере, до тех пор, пока ее внедрение будет оставаться PR-акцией лидеров нескольких агентств. Конечно, нужен какой-то механизм, который отсекал бы недобросовестные фирмы, должны быть определенные правила игры. Но рассказывать "страшилки" о компаниях, работающих без сертификата, - бессмысленно: если агент захочет обмануть клиента, он сделает это, и никакой документ его не удержит. Важнее пропагандировать нашу профессию».
Юрий Сергеев, генеральный директор АН «Динас»: «Клиенты попросту не понимают, что такое сертификат, а пока они не начнут спрашивать его в агентствах, эта бумага вообще не имеет смысла. Прежде всего, следовало бы заняться раскруткой сертификации: например, проводить PR-акции за счет взносов членов общественных организаций (ассоциации, гильдии). Конечно, можно принять постановление, обязывающее членов гильдии сертифицироваться, но тогда некоторые из них могут выйти из РГР. Я, например, вхожу в Гильдию риэлтеров СПб, а поскольку она не входит в Российскую гильдию риэлтеров, я могу просто не узнать о таком постановлении».
Яков Кусевицкий, генеральный директор АН «Центр»: «Мы все пытаемся изобрести велосипед, а в других странах все уже давно придумано. Я бы, например, принял модель США, где лицензию получает не фирма, а каждый агент, а задача компании - создать у себя такие условия, чтобы агенты шли работать именно к ним. Сертификаты, которые получает фирма, не накладывают никакой ответственности. К чему меня может обязать бумага? Регулируемого рынка у нас сегодня нет. А то, что нам пытаются навязать сертификацию, говорит только о том, что кто-то хочет рулить на рынке».