225 0
Прелести разнообразия
Безусловно положительным результатом реформы ЖКХ, инициированной новым Жилищным кодексом и властями некоторых регионов (в частности, Санкт-Петербурга), следует считать появление нового экономического субъекта – объединения собственников жилья.
Рынок ЖКХ (в широком смысле – включая поставки товаров и услуг для жилых домов) огромен по объему оборота финансовых и материальных ресурсов. Раньше на нем господствовало государство (как покупатель товаров и услуг) – неповоротливое, коррумпированное, не заинтересованное в качестве приобретаемой продукции. Но покупатель – король любого рынка, от качества спроса в наибольшей степени зависит и качество предложения. Потому-то рынок ЖКХ развивался так, как он развивался: ведущие позиции на нем занимали компании, способные вписаться в систему госзаказа. Специфические особенности этой системы поневоле переносились и на эти компании.
Появление объединений собственников жилья (ОСЖ) внесло заметное оживление в среду участников рынка. Стало расширяться применение современных финансовых механизмов, таких как лизинг, товарные кредиты, различные схемы рассрочки платежей, которые раньше использовались лишь при строительстве новых домов. Теперь они стали все активнее проникать в основной сегмент – старых домов (где организованы ОСЖ). Заказы на товары и услуги для таких домов начали получать мелкие и средние компании, которые раньше их не имели, поскольку не были допущены к государственному «пирогу». И, главное, изменился стиль взаимоотношений между покупателями и продавцами. Покупатель теперь заинтересован в качестве продукции, в повышении эффективности системы продаж. Помимо стимулирования участников рынка повышать такую эффективность это приводит и к снижению цен для покупателей, и в конечном итоге к сокращению затрат жильцов на содержание домов при одновременном повышении качества услуг.
Надо отдать должное администрации Петербурга: по нашему мнению, она проводит здравую политику, сконцентрировав усилия по поддержке ОСЖ. Принятый 17 мая в первом чтении проект закона о господдержке ОСЖ, который был инициирован Жилищным комитетом, помогает объединениям жильцов укрепить свои позиции как экономического субъекта (облегчает получение положенного по закону имущества), ликвидировать дебиторскую задолженность со стороны городского бюджета по недоремонту, предоставляет ОСЖ возможность получать льготные кредиты на реновацию зданий. Эти меры, а также консультационная и административная поддержка ОСЖ со стороны властей значительно снижают риски для участников рынка. Объединения жильцов становятся для них партнерами, с которыми выгодно иметь дело.
Участники некоторых рынков (рекламисты, компании мобильной связи) призывают власти «разруливать» их проблемы с жильцами, возникающие при размещении на домах рекламных щитов и станций сотовой связи. Однако власти явно не желают в это вмешиваться. И, по большому счету, правильно делают: законодательное регулирование данных вопросов весьма подробно, а проблемы участников рынка возникают из-за неинформированности о нем жильцов, а также иррациональных страхов людей (например, по поводу мифического вреда здоровью, наносимого излучением базовых станций связи).
Но такого рода проблемы вряд ли могут быть отрегулированы властью. Это стандартные, «вкусовые» проблемы, нередко возникающие между покупателями и продавцами. На любых рынках они регулируются переговорами на взаимовыгодной основе. Компании все это пугает потому, что раньше, когда они имели дело с госструктурами, «вкусовщины» и возникающей от нее неопределенности не было, процедуры были понятны. Но теперь возник рынок услуг по предоставлению зданий для размещения оборудования компаний, и бизнесу необходимо подчиняться его естественному закону. На самом деле особых поводов для беспокойства у компаний нет: никто из опрошенных нами менеджеров не заявил, что в каком-то доме он не смог установить свое оборудование, – всем в конечном итоге удается договориться с жильцами. Что естественно: жильцам как продавцам услуг выгодно сотрудничать с компаниями, потому что это дает им источник дохода, в которых ОСЖ нуждаются. Словом, в «Багдаде» все в порядке.
Рынок ЖКХ (в широком смысле – включая поставки товаров и услуг для жилых домов) огромен по объему оборота финансовых и материальных ресурсов. Раньше на нем господствовало государство (как покупатель товаров и услуг) – неповоротливое, коррумпированное, не заинтересованное в качестве приобретаемой продукции. Но покупатель – король любого рынка, от качества спроса в наибольшей степени зависит и качество предложения. Потому-то рынок ЖКХ развивался так, как он развивался: ведущие позиции на нем занимали компании, способные вписаться в систему госзаказа. Специфические особенности этой системы поневоле переносились и на эти компании.
Появление объединений собственников жилья (ОСЖ) внесло заметное оживление в среду участников рынка. Стало расширяться применение современных финансовых механизмов, таких как лизинг, товарные кредиты, различные схемы рассрочки платежей, которые раньше использовались лишь при строительстве новых домов. Теперь они стали все активнее проникать в основной сегмент – старых домов (где организованы ОСЖ). Заказы на товары и услуги для таких домов начали получать мелкие и средние компании, которые раньше их не имели, поскольку не были допущены к государственному «пирогу». И, главное, изменился стиль взаимоотношений между покупателями и продавцами. Покупатель теперь заинтересован в качестве продукции, в повышении эффективности системы продаж. Помимо стимулирования участников рынка повышать такую эффективность это приводит и к снижению цен для покупателей, и в конечном итоге к сокращению затрат жильцов на содержание домов при одновременном повышении качества услуг.
Надо отдать должное администрации Петербурга: по нашему мнению, она проводит здравую политику, сконцентрировав усилия по поддержке ОСЖ. Принятый 17 мая в первом чтении проект закона о господдержке ОСЖ, который был инициирован Жилищным комитетом, помогает объединениям жильцов укрепить свои позиции как экономического субъекта (облегчает получение положенного по закону имущества), ликвидировать дебиторскую задолженность со стороны городского бюджета по недоремонту, предоставляет ОСЖ возможность получать льготные кредиты на реновацию зданий. Эти меры, а также консультационная и административная поддержка ОСЖ со стороны властей значительно снижают риски для участников рынка. Объединения жильцов становятся для них партнерами, с которыми выгодно иметь дело.
Участники некоторых рынков (рекламисты, компании мобильной связи) призывают власти «разруливать» их проблемы с жильцами, возникающие при размещении на домах рекламных щитов и станций сотовой связи. Однако власти явно не желают в это вмешиваться. И, по большому счету, правильно делают: законодательное регулирование данных вопросов весьма подробно, а проблемы участников рынка возникают из-за неинформированности о нем жильцов, а также иррациональных страхов людей (например, по поводу мифического вреда здоровью, наносимого излучением базовых станций связи).
Но такого рода проблемы вряд ли могут быть отрегулированы властью. Это стандартные, «вкусовые» проблемы, нередко возникающие между покупателями и продавцами. На любых рынках они регулируются переговорами на взаимовыгодной основе. Компании все это пугает потому, что раньше, когда они имели дело с госструктурами, «вкусовщины» и возникающей от нее неопределенности не было, процедуры были понятны. Но теперь возник рынок услуг по предоставлению зданий для размещения оборудования компаний, и бизнесу необходимо подчиняться его естественному закону. На самом деле особых поводов для беспокойства у компаний нет: никто из опрошенных нами менеджеров не заявил, что в каком-то доме он не смог установить свое оборудование, – всем в конечном итоге удается договориться с жильцами. Что естественно: жильцам как продавцам услуг выгодно сотрудничать с компаниями, потому что это дает им источник дохода, в которых ОСЖ нуждаются. Словом, в «Багдаде» все в порядке.