Войти

563 0

Фаст-фуд завоевывает рынок общепита

В настоящее время на рынке предприятий общественного питания России не разработана жесткая классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В России наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При этом четких требований к тому или иному виду заведений общепита в России до сих пор не разработано. Поэтому обычно специализация заведения общепита определяется, исходя из его собственного позиционирования. По данным администрации Санкт-Петербурга, в 2003 году в городе функционировало около 4, 3 тыс. предприятий общественного питания, по итогам 2004 года цифра увеличилась до 4,8 тыс. Официальные итоги 2005 года еще не подведены, но специалисты компании Becar оценивают прирост рынка предприятий общественного питания Санкт-Петербурга примерно в 15%. Однако при общих высоких темпах роста ресторанного рынка, развитие различных его сегментов происходит неравномерно. Например, по данным Бюро исследований бизнеса, в 2005 году общее количество недорогих ресторанов увеличилось на 10-12%. Количество дорогих, гастрономических ресторанов – напротив – сокращается. Многие рестораны, изначально позиционировавшие себя как элитные, стали делать ставку на демократизацию: вводят специальные дисконтные программы, бизнес-ланчи, комплексные обеды. Наиболее динамично развивающимся сегментом городского рынка общественного питания в 2005 году стал сетевой фаст-фуд. Сейчас в Петербурге работает более полутора десятков сетей предприятий быстрого обслуживания. Среди них как иностранные - McDonald's, KFC, Pizza Hut , Subway, так и отечественные - «Теремок», «Чайная ложка», «Блин Дональт'с «, «Нямбург». По оценкам аналитиков компании Becar доля фаст-фуда уже достигла 33% общего количества всех городских предприятий общественного питания. Если до сих пор число торговых точек фаст-фуда ежегодно увеличивалось всего на 4%, то по итогам 2005 года эксперты зафиксировали прирост около 20%. Аналитики прогнозируют, что в 2006 году продолжится трансформация части одиночных заведений в сетевые проекты. Высокие темпы развития демократичного сегмента объясняются ростом доходов населения и изменением общественного отношения к походам в ресторан. На протяжении многих лет визит в ресторан или кафе оставался для россиян особым праздничным мероприятием, которое можно было себе позволить нечасто. Столовые и кулинарии, которые должны были удовлетворять потребность в повседневном питании, предлагали слишком низкий уровень обслуживания и качества продукции. Однако в последние годы с ростом общей занятости и доходов населения, а также с развитием рынка предприятий общественного питания, кафе и недорогие рестораны стали восприниматься как доступная альтернатива домашним обедам. С течением времени петербуржцы все больше привыкают питаться вне дома, что сказывается на увеличении посещаемости предприятий питания. Еще одна тенденция, наблюдаемая на петербургском ресторанном рынке – децентрализация. По данным портала Allcafe.info, за 2005 год доля заведений общепита, находящихся в спальных районах города выросла с 38% до 45%. Это явление тесно связано с демократизацией заведений. Растут доходы жителей спальных районов, развивается формат «кафе у дома», имеющий небольшой круг постоянных посетителей. Другая явная причина смещения кафе и ресторанов в спальные районы – недостаток предложения и дороговизна аренды в центе города. В обороте ресторанов расходы на аренду составляют от 15% до 25%. Однако ресторанный бизнес менее доходен, чем, например, розничная торговля. Поэтому, учитывая высокий уровень цен на рынке встроенной коммерческой недвижимости, наиболее дорогие и выгодные помещения в престижных местах редко арендуются и выкупаются под рестораны, их арендуют магазины, готовые платить больше. Только крупные сети (например, «Идеальная чашка», «Росинтер») могут делать выгодные предложения владельцам недвижимости. Некоторые крупные сетевые заведения (например, McDonald’s) возводят в спальных районах коммерческую недвижимость специально под свои требования. По данным исследований, проведенных компаний Becar, в сегменте встроенных помещений под ресторан или кафе спрос обычно предъявляется на помещения площадью о 50 до 350 кв.м. Для организации фаст-фуда или сети кофеен владельцы запрашивают помещения общей площадью 50-200 кв.м. Для наиболее привлекательных мест настоящее время колеблется от $110 за кв.м в год (помещения в спальных районах, на удалении от метро и магистралей, в промышленных зонах) до $2600 за кв.м в год (наиболее привлекательные помещения в зоне Невского, Большого пр П.С., Владимирского, Загородного, Садовой, Литейного, Московского, Малой и Большой Конюшенных). При этом средняя ставка для помещения, находящегося в хорошей транспортной доступности в центральных районах города будет составлять от $1200 до $1800 за кв.м в год. Дороговизна аренды встроенной коммерческой недвижимости и недостаток предложения в центре города заставляет владельцев кафе и ресторанов обращаться к сегменту крупной коммерческой недвижимости – торговым и бизнес-центрам. Особое внимание к этому сегменту проявляют сетевики. «Наличие фуд - кортов в торговых комплексах на сегодняшний день является необходимым и обязательным условием успешного функционирования объекта, комментирует директор по консалтингу компании Becar Олег Спивак. - В большинстве новых современных торговых комплексах, введенных в 2005 году, зона фуд-корта представлена несколькими операторами. Наиболее распространенными и популярными являются: «Mc. Donalds», «KFC», «Pizza Hut», «Крошка Картошка», «Sub Way» и др. Сдача площадей под фуд-корты происходит сразу после определения якорных арендаторов, т.к. зона питания является притягательным элементом для остальных арендаторов. Присутствие точек общепита и их уровень является частью концепции ТЦ, поэтому девелоперы внимательно относятся к их выбору и готовы делать скидки в арендной плате. При том, что уровень арендных ставок для неякорных арендаторов ТЦ доходит до $1900 за кв.м. в год, для заведений общепита ставки колеблются в диапазоне от $500 до $700 за кв.м в год. Размер площадей, снимаемых под кафе в торговых центрах - от 20 до 80 кв.м. Игроки рынка «быстрой еды» считают создание точек в торговых центрах выгодным и перспективным».
Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей