402 0
Фасад стеклянный цены немалой
Бизнес-центр "Лангензипен", в который превращен недострой советских времен на Каменноостровском пр. и Малой Монетной ул., уже стал знаковым объектом современной архитектуры.
Эксперты утверждают, что его необычный стеклянный фасад является самым дорогим в Петербурге из созданных в последнее десятилетие.
Другой аспект уникальности: впервые в Северной столице фасад создан по технологии немецкой фирмы Okalux, позволяющей воспроизводить на стекле различные фотоизображения.
Ну и наконец, это один из первых объектов, где заказчику удалось не только привлечь к работе западного архитектора, но и найти эффективную схему взаимодействия с местным адаптером (то, о чем пока только мечтают федеральные и городские власти в реализации таких громких проектов, как "Мариинка-2" и футбольный стадион на Крестовском острове).
Заказчиком выступила УК "Теорема". Проект разработал живущий в Германии архитектор Сергей Чобан, российским адаптером и исполнителем стала компания "Панорама". В августе объект прошел госприемку.
Почем и почему?
Игорь Сидоров, глава "Панорамы", делится экономическими выкладками: "Затраты на типовой фасад составляют около 150-170 евро/кв.м остекления. Нестандартные решения увеличивают себестоимость более чем в два раза. Итоговые затраты на остекление фасада на Каменноостровском составили около
480 евро/кв.м".
Если рассматривать объект в целом, то, по оценке специалистов УК "Теорема", на стеклянно-классический фасад затрачено
2,5 млн евро, что составляет более 26% от суммарных инвестиций в реконструкцию, которые составили около 9,5 млн евро.
Столь щедро на внешнюю архитектурную импозантность в Петербурге не тратились давно. На вопрос: "Почему решили пойти на такие затраты?" - глава УК "Теорема" Игорь Водопьянов отвечает философски: "Хотелось оставить след в архитектурном облике города".
"Почему именно такой? - продолжает автор проекта Сергей Чобан. - Поначалу рассматривались и другие варианты, но в выборе окончательного решения мне помог Олег Харченко, который посоветовал больше внимания уделить деталям и следовать традиции района, в котором преобладает застройка в стиле модерн. В ответ на это и родилась идея контрастирующих типов фасадов - парадных по протяженным сторонам здания и строгого торцевого фасада по Дивенской улице, апеллирующего к традиционным петербургским брандмауэрам".
Как ни странно, тыльный фасад здания отделан с тем же тщанием, что и парадный, обращенный к Каменноостровскому проспекту. Впрочем, участники проекта не усматривают в этом ничего невероятного. Да, сегодня тот фасад может показаться тыльным, второстепенным, но, обращенный к территории, где возводится жилой комплекс "Серебряные зеркала", очень скоро он станет кулисой, замыкающей двор. Кстати, подобные парадные дворы - отнюдь не редкость для Петербурга: самый ближайший пример - доходный дом Лидвалей на Каменноостровском, 1-3.
Стеклопоклонники
Возможно, причиной удачного сотрудничества в проекте стала общая (для заказчика, архитектора и подрядчика) любовь к стеклу. УК "Теорема" уже не раз с помощью остекления превращала жутковатые постройки советского времени в современные бизнес-центры (из недавних - "Эврика" и "Т-4" на ул. Седова). "Панорама" пару лет назад впервые в Петербурге применила технологию планарного фасада (на здании Центробанка). Сергей Чобан признает, что работа со стеклом играет значительную роль в большинстве его проектов в Германии, а также в высотном комплексе "Федерация" на территории "Москва-Сити" (проект разработан совместно с Петером Швегером). Но дому на Каменноостровском, 9 он отводит особую роль: "Обычно стекло применяется, чтобы придать зданию остросовременный технологичный характер. Здесь же благодаря нанесенным на стекло классическим мотивам удалось перекинуть мостик в прошлое, но при этом здание не утратило современного звучания". Действительно, на фасаде можно увидеть атлантов, ленты меандра, розетки, вазы с цветами - в общем, едва ли не весь декоративный антураж классической архитектуры. С той лишь разницей, что это не лепной декор, а фотографический, устойчивый к истиранию. Он нанесен на стекло по специальной технологии шелкографии немецкой компании Okalux. Кстати, столь масштабно эта технология для оформления фасада применена впервые в Европе. Уникальность еще и в том, что "у нас" использованы классические мотивы. В Англии или, скажем, в Германии можно обнаружить фасады, фрагментарно оформленные принтами в духе абстракции или изображениями фотомоделей. А вот классика - это впервые. Сергей Чобан поясняет, что этот выбор обусловлен представлением о Петербурге как северном Риме.
Бизнес-жизнь стеклянного "Лангензипена" начнется уже осенью. Прохожие, да и окрестные жители Петроградки с любопытством приглядываются к необычному фасаду, пытаясь рассмотреть, что же там, за стеклом с атлантами. Специалисты "Панорамы" в ответ на тот же вопрос терпеливо рассказывают, как "устроен" фасад. Он выполнен в виде чередующихся выступающих и заглубленных стеклянных
поверхностей. За декоративными (выступающими) панелями разглядывать нечего: весь этот фотоантураж закрывает глухие простенки здания. А заглубленные
светопрозрачные поверхности - не что иное, как окна. Выступающий полукруглый эркер выполнен в виде полуструктурного фасада.
Но, даже разгадав все загадки фасада, заглянуть "за стекло" все равно хочется. Потому что такое у нас - впервые.