Войти

426 0

В Питере приземлится ковер-самолет?

Победителями международного архитектурного конкурса на новый терминал для петербургского аэропорта "Пулково" стали компании Grimshaw&Partners и SOM. Лучший проект выявят на втором этапе конкурса. Такой вердикт вынесла конкурсная комиссия под сопредседательством главы Минэкономразвития Германа Грефа, министра транспорта Игоря Левитина и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Хотя в недавних архитектурных конкурсах зодчих практически не включали в состав жюри (либо они отказывались), на этот раз профессиональное представительство было серьезным: главные архитекторы - от Петербурга, Ленобласти и Москвы; председатель петербургского Союза архитекторов Владимир Попов, член правления Союза архитекторов Олег Харченко и две зарубежные звезды - Кишо Курокава, выигравший право нарисовать эскиз для футбольного стадиона, и Норман Фостер, автор будущего многофункционального культурного центра на острове Новая Голландия. Нам нужен хаб Авгуры определились с предпочтениями лишь после того, как экспертная группа вынесла вердикт по различным аспектам работ. Еще по ходу предварительного знакомства с проектами на выставке Валентина Матвиенко предупредила: "Новый аэропорт - это въездные ворота города. Нам сараи для хранения сена не нужны", - отметив, что архитектурный образ терминала чрезвычайно важен, но все же на первом месте должны стоять собственно аэропортовские технологии обслуживания пассажиров. "Международным требованиям к хабам все проекты удовлетворяют?" - поинтересовалась г-жа губернатор. Виктор Конященков, советник генерального директора ОАО "Пулково", пояснил, что вообще-то для хаба оптимально размещать зоны внутренних и международных рейсов в одном архитектурном объеме, а такая опция предусмотрена в двух проектах - американском (компания SOM) и британском (Grimshaw&Partners). Согласно техзаданию и просили сделать именно один объем. Две же другие команды: немцы (GMP) и петербург-ское бюро ("Земцов, Кондиайн и партнеры") - разносят эти зоны по разным зданиям, которые фланкируют ныне существующее здание "Пулково", построенное в 1970-е годы. А это значит, что нужно дублировать функции: в частности, создавать зоны хранения и транспортировки багажа и проч. К тому же, как обнаружили специалисты-технологи, в питерском проекте несколько изменена технология обслуживания: в частности, часть стоек регистрации развернута в другом направлении, что создаст определенные неудобства. Правда, в книге отзывов есть и самые восторженные записи именно о петербургском проекте: "И никого другого нам не надо!" Бесспорно, проект очень выразителен (особенно макет!), но при детальном знакомстве вызывает вопросы практического свойства: зачем все три здания объединены дополнительной крышей? А если к существующему зданию пристроят только одно, как быть с крышей, с образом, с архитектурой? Стоимость строительства - 316,6 млн евро. Чем проще, тем лучше Столь же симметричная, но более простая композиция терминала у немецких архитекторов: к старому зданию предлагают пристроить два остекленных параллелограмма (для международных и внутренних рейсов соответственно), а "историческую" постройку - преобразовать в коммерческую зону. Простота и логичность внутренних пространств позволит любому путешественнику легко сориентироваться в этом городе-аэропорте. Его строительство намечено вести поэтапно: к 2010-му, когда годовой пассажиропоток составит 7 млн, должен быть построен 1-й блок. Его стоимость - 246 млн евро. На второй этап нужно чуть больше. Проект SOM покорил сердца менеджмента акцентом на коммерческую зону. Ведь проект планируют реализовать по схеме государственно-частного партнерства (скорее всего - концессии). Впрочем, Валентина Матвиенко уверена, что проблем с инвесторами не будет: "Ко мне уже обращались пять серьезных компаний, которые хотят участвовать в проекте". Так вот, для коммерческих инвестпланов американцы едва ли не у взлетного поля предусмотрели большую коммерческую зону - с магазинами, офисами, гостиницами. Право слово, весь этот необходимый набор есть и в других проектах, но здесь он специально артикулирован. И технологическая схема самого терминала, в залах которого предлагают установить "античную" скульптуру (намек на культурное наследие Северной столицы), специалистов вполне устраивает. Об архитектуре говорить не приходится. Золото и подземные воды И наконец, британский проект, который с самого первого дня негласно считали фаворитом. "Англичане привезли ковер-самолет", - на бегу шепнул один из членов экспертной группы (инкогнито). Что ж, плоскостное здание терминала с волнистой крышей и впрямь ассоциируется с этим средством телепортации из волшебной сказки. А еще с крышами построек Сантьяго Калатравы и с проектами самого бюро Николаса Гримшоу для разных стран. При всей кажущейся непохожести возникает аналогия с их проектом "Эдем" - ботанический сад в Корнуэле, устроенный внутри огромных, вырастающих из земли "пузырей". Представитель компании радуется, что их работы в Петербурге знают: "Кстати, в "Эдеме" работает та же система обогрева воздуха, что мы предлагаем для вашего аэропорта, - за счет энергии геотермальных вод!" Теплый воздух по трубам подается под самую кровлю, структура которой представляет собой трехслойную мембранную "подушку". Британцы заверяют, что эта технология (рекуперация) позволит серьезно сократить энергопотребление аэропорта. Виктор Конященков считает, что серьезным преимуществом проекта является его одностадийность: стройка не растянется на долгие годы и не будет долго мешать пассажирам. Стоимость строительства - 340 млн евро. "Вы согласны, что золотой цвет кровли соответствует образу Петербурга?" - интересуются британские архитекторы, обращая внимание зрителей на "золотые" внутренние пространства. Потрясенно мотаю головой, вспоминая "золотой купол" для второй сцены Мариинского театра и всю незадавшуюся судьбу того проекта. "Почему нет? Ведь в Петербурге столько золота…" - недоумевают жители Альбиона. Видимо, в их представлении наша уникальность и заключается в обилии золота - хоть в отделке куполов, хоть в цвете кровли. Впрочем, цвет можно изменить. Был бы аэропорт хорошим. И все петербуржцы, и москвичи, и жители всей России, и Прибалтики, а еще Скандинавии и стран Бенилюкса - признали бы его лучшим в Европе и стали пользоваться именно его услугами. Иначе откуда же взять 10-17 млн пассажиров в год и окупить затраты на строительство?
  • Автор: Елена Кузнецова

Назад к списку новостей