214 0
Депутатская головоломка
На прошлой неделе Госдума лихо приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, меняющий условия выкупа участков собственниками расположенной на них недвижимости. Логику этого документа постичь непросто. А просчитать возможные последствия - совсем проблематично.
Закон был широко разрекламирован ведомством Германа Грефа как долгожданный документ, способный облегчить участь компаний, которые решат приватизировать занимаемые территории. Однако после его прочтения складывается устойчивое впечатление, что с выкупом лучше поспешить - пока новые правила не начали действовать.
Основные статьи закона вступают в силу через три месяца с момента его официального опубликования.
В его тексте, в частности, сказано, что цену земли определяют соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления: для участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительство РФ; для территорий, которые принадлежат субъектам РФ или не разграничены, - региональные власти; для муниципальных земель - муниципии.
В Петербурге до сих пор участки приватизировались по одной цене, установленной местным законом. Теперь получается, что платить придется по-разному - в зависимости, например, от того, какой из госструктур было подведомственно при советской власти частное теперь предприятие.
Депутаты прописали, что выкупной ценник не может превышать кадастровую стоимость территорий, но тут же оговорились: пока порядок расчета не утвержден на соответствующем уровне, приобретать землю придется именно по ней. Для Петербурга суммы получаются заоблачные: кадастровая цена земель достигает в центре города 41 726 руб./кв.м.
Как известно, федеральные чиновники весьма неспешны в разработке всяческих подзаконных актов. Значит, тем, кто проходит по федеральному земельному "ведомству", о приватизации на какое-то время лучше забыть.
Возникает, кстати, еще один вопрос: будет ли принят во внимание ныне действующий в Петербурге порядок выкупа (цена участков составляет девять ставок земельного налога, или 13,5% от их кадастровой стоимости), или властям срочно придется утверждать все по новой, когда федеральный закон вступит в силу? Тогда не избежать паузы и компаниям, обитающим на городской земле.
Пока в Петербурге приобретаются по одной цене участки и под приватизированным предприятием, и под построенным с нуля бизнес-центром или торговым комплексом.
Теперь Госдума поделила покупателей на две категории в зависимости от происхождения их недвижимости - отчуждалась она когда-то из госсобственности или нет.
Для одних в городах с населением от 3 млн человек стоимость участков составит до 20% от их кадастровой цены, для других - от 5 до 30 ставок земельного налога. К чему эта сложная арифметика и кому в итоге придется платить меньше, непонятно.
Еще одна неприятная новинка. Власти мегаполисов, в которых обитают свыше 3 млн сограждан, вправе устанавливать запрет на строительство и реконструкцию построек, расположенных на приватизированных участках.
Нельзя запрещать только реконструкцию, которая не приводит к изменению вида разрешенного использования участка. Чтобы снять запрет, нужно уплатить в казну до 80% от кадастровой стоимости земли и подать соответствующую заявку в органы местной власти.
Закон устанавливает очередной "последний" для юрлиц срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участками на аренду - до 1 января 2010 года. За его несоблюдение положен штраф - от 20 000 до 100 000 рублей.
Закон был широко разрекламирован ведомством Германа Грефа как долгожданный документ, способный облегчить участь компаний, которые решат приватизировать занимаемые территории. Однако после его прочтения складывается устойчивое впечатление, что с выкупом лучше поспешить - пока новые правила не начали действовать.
Основные статьи закона вступают в силу через три месяца с момента его официального опубликования.
В его тексте, в частности, сказано, что цену земли определяют соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления: для участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительство РФ; для территорий, которые принадлежат субъектам РФ или не разграничены, - региональные власти; для муниципальных земель - муниципии.
В Петербурге до сих пор участки приватизировались по одной цене, установленной местным законом. Теперь получается, что платить придется по-разному - в зависимости, например, от того, какой из госструктур было подведомственно при советской власти частное теперь предприятие.
Депутаты прописали, что выкупной ценник не может превышать кадастровую стоимость территорий, но тут же оговорились: пока порядок расчета не утвержден на соответствующем уровне, приобретать землю придется именно по ней. Для Петербурга суммы получаются заоблачные: кадастровая цена земель достигает в центре города 41 726 руб./кв.м.
Как известно, федеральные чиновники весьма неспешны в разработке всяческих подзаконных актов. Значит, тем, кто проходит по федеральному земельному "ведомству", о приватизации на какое-то время лучше забыть.
Возникает, кстати, еще один вопрос: будет ли принят во внимание ныне действующий в Петербурге порядок выкупа (цена участков составляет девять ставок земельного налога, или 13,5% от их кадастровой стоимости), или властям срочно придется утверждать все по новой, когда федеральный закон вступит в силу? Тогда не избежать паузы и компаниям, обитающим на городской земле.
Пока в Петербурге приобретаются по одной цене участки и под приватизированным предприятием, и под построенным с нуля бизнес-центром или торговым комплексом.
Теперь Госдума поделила покупателей на две категории в зависимости от происхождения их недвижимости - отчуждалась она когда-то из госсобственности или нет.
Для одних в городах с населением от 3 млн человек стоимость участков составит до 20% от их кадастровой цены, для других - от 5 до 30 ставок земельного налога. К чему эта сложная арифметика и кому в итоге придется платить меньше, непонятно.
Еще одна неприятная новинка. Власти мегаполисов, в которых обитают свыше 3 млн сограждан, вправе устанавливать запрет на строительство и реконструкцию построек, расположенных на приватизированных участках.
Нельзя запрещать только реконструкцию, которая не приводит к изменению вида разрешенного использования участка. Чтобы снять запрет, нужно уплатить в казну до 80% от кадастровой стоимости земли и подать соответствующую заявку в органы местной власти.
Закон устанавливает очередной "последний" для юрлиц срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участками на аренду - до 1 января 2010 года. За его несоблюдение положен штраф - от 20 000 до 100 000 рублей.