511 0
Шалва Чигиринский: это не проект, а проектище
Уже завтра высокое жюри в составе федеральных и городских чиновников, а также деятелей культуры назовет победителя международного архитектурно-инвестиционного конкурса за право освоить остров Новая Голландия. Жаль, что процедура презентации проектов закрыта для журналистов и нам не удастся из первых уст рассказать читателям, как это было. А потому интересно лично встретиться с участниками состязания, услышать, как они сами говорят о своих инвестпланах - пока все они еще равны и верят в свою удачу. Мы сознательно не выносим никаких личных оценок, которые в отношении архитектуры почти субъективны, а в отношении больших инвестиций - весьма оптимистичны. К сожалению, нам удалось пообщаться только с двумя претендентами: третий участник на контакт не вышел. Как партия власти на предвыборные дебаты.
Перед началом интервью Ш. Чигиринский, анализируя сообщения, уже появившиеся в СМИ, заметил: «Почему вы говорите, что для меня это только имиджевый проект? Это тщательный расчет: мы не только вкладываем средства в культурное пространство, но и рассчитываем заработать деньги».
– Шалва Павлович, бизнес подконтрольных вам девелоперских компаний более связан с локальными коммерческими проектами в Первопрестольной. Из последних, известных нам, - башня «Россия» на территории «Москва-Сити», реконструкция гостиницы «Россия». И вдруг петербургская Новая Голландия… Почему?
– Не вдруг. По нашим оценкам, Петербург сегодня не менее привлекателен для инвесторов, чем Москва. А общая финансово-экономическая ситуация в России позволяет замахнуться на такие масштабные проекты. Поэтому, узнав о конкурсе, мы сразу решили в нем участвовать. Мне кажется, у нас получился уникальный по своей функциональной совместимости проект - по крайней мере, аналогов в мире я не знаю. В составе комплекса мы предусмотрели не менее десяти функций, причем каждая из них не подавляет, а, наоборот, усиливает другую. Очень редко бывает, что в объекте удается совместить все, что задумал. А здесь - получилось. Может быть, я необъективен - но разве может быть отец объективным к своему ребенку?!
– Если не ошибаюсь, главная ставка в вашем проекте сделана на культуру, которая является своеобразной точкой отсчета для остального бизнеса: гостиниц, торговли, ресторанов и проч. Признаться, для Петербурга такой коммерческий проект с культурной точки зрения представляется очень красивым, а вот с точки зрения бизнеса - весьма смелым. Не рискуете?
– Хороший вопрос. Когда мы задумались о том, как сможем вернуть вложенные деньги, то поначалу обратились к, скажем так, очевидному набору функций: жилье, офисы, магазины. И вдруг как молния - стоп, нельзя идти таким тривиальным путем. Должна быть главная оптимальная функция, а в таком городе, как Петербург, на территории этого уникального комплекса - конечно, это культура. Концерты симфонической музыки, театральные постановки, рок-концерты, свето-музыкальные шоу, выставки, вернисажи, биеннале, городские праздники, фестивали - я долго могу перечислять. То есть весь пласт культурных мероприятий - от академических до ультрасовременных и популярных. Добавьте к этому деловую программу: конгрессы, конференции, симпозиумы и саммиты. Поэтому мы и предлагаем не только построить Дворец фестивалей, обозначенный в программе конкурса, но и дополнительно создать камерный концертный зал с уникальной акустикой, а на берегу озера (Ковша) устроить открытый амфитеатр на 3000 мест, который можно будет использовать круглогодично. В центре озера сделаем конвертируемую сцену, то есть она может скрываться под воду и опять появляться. Даже зимой в нашем открытом амфитеатре будет комфортно: от непогоды защитит воздушная подушка.
– Но только на этих красивых мероприятиях $300 млн не вернуть…
– А вы меня не дослушали. Если наша культурная афиша будет интересной и уникальной, то люди пойдут и поедут в «Новую Голландию». Значит, будут заполнены гостиницы и рестораны, по хорошей цене можно будет сдать в аренду торговые площади. То есть мы стараемся создать хороший поток посетителей, от которого в конечном счете и зависит успех всего проекта. Рассчитываем, что годовая выручка от работы комплекса будет составлять более $100 млн.
– Вашим партнером по проекту выступает всемирно известный архитектор сэр Норман Фостер. Его появление в Петербурге не менее значимо, нежели вашей девелоперской компании (а для архитектурного цеха - и более). Как сложилось ваше взаимодействие?
– Я познакомился с Норманом Фостером два года назад в Петербурге, когда здесь происходила церемония вручения Притцкеровской премии. (В то время сэр Фостер впервые побывал в Новой Голландии.) Нас познакомил лорд Ротшильд: мы жили в одной гостинице, в «Астории». Я выразил восхищение работами Фостера, а спустя некоторое время предложил ему участвовать в нашем крупном проекте - строительстве небоскреба «Россия» на территории «Москва-Сити». Кстати, Норман лично работает над этим проектом - а это бывает далеко не с каждым объектом, который ведет его мастерская. Еще один наш совместный проект - новый гостиничный комплекс на месте сносимой гостиницы «Россия»: Фостер будет заниматься его компоновкой. Это гениальный архитектор. Когда мы работаем с ним, у нас нет конфликта, который в ходе работы над проектом практически всегда возникает между девелопером и архитектором. А с Фостером - одно удовольствие работать, он с полуслова понимает, чего хотим мы; мы, в свою очередь, прислушиваемся к его предложениям.
Об участии в конкурсе на «Новую Голландию» я договорился с Норманом буквально за одну минуту по телефону: «Будешь участвовать со мной?» - «Да». И мы тут же полетели к нему в Лондон обсуждать проект. Он вдохновенно работал над макетом, практически не спал.
– Эпопея создания второй сцены Мариинского театра подтверждает, что даже самый гениальный западный проект для Петербурга нуждается в местных консультантах. Есть ли у вас таковые?
– Да, конечно. Мы уже привлекли к сотрудничеству архитекторов из «Студии-44», известной проектами реконструкции зданий в историческом центре. В качестве наших содевелоперов выступает петербургская компания «Стройинвест». К строительным работам будем стараться привлекать преимущественно питерских подрядчиков - по результатам тендера.
– В какую сумму вы оцениваете реализацию ваших замыслов? Насколько для этого проекта актуальна традиционная формула «за счет собственных и привлеченных средств»?
– По нашим бизнес-расчетам, преобразования Новой Голландии стоят примерно $320 млн - без НДС. Но могут возникнуть непредвиденные расходы, которые скорректируют сумму на 25-30%, - к примеру, это проблемы с фундаментом; мы пока не знаем, сколько будет стоить акустическое оборудование для концертного зала.
Формула инвестиций такова. Я уже предоставил гарантийное письмо, что наша компания инвестирует в проект более $ 90 млн. собственных средств. Остальное - кредиты. Мы получили подтверждения от российских и западных банков, что, если мы выиграем конкурс, они готовы выступить соинвесторами.
– В кулуарах говорят, что это конкурс не столько проектов, сколько инвесторов. А в таком случае, видимо, немаловажен административный ресурс. Есть он у вас в Петербурге?
– Мы считаем, этот конкурс - прежде всего состязание архитектурных идей, направленных на сохранение и развитие комплекса, как и обозначено в условиях. Административного ресурса у нас нет. Мы надеемся честно победить. Если нам повезет, думаю, власти будут нам помогать, ведь все заинтересованы вдохнуть новую жизнь в это место. «Новая Голландия» - это не проект, а проектище.
– Планирует ли ваша компания участвовать в реализации других проектов в Петербурге? Какую нишу предполагаете здесь занять?
– Да, нам очень нравится Петербург. Десять лет назад мы хотели реализовать здесь свой проект - приобрести здание с великолепным видом на канале Грибоедова, напротив Спаса-на-Крови. Но так и не смогли получить ответ, кому принадлежит дом, с кем вести переговоры. Потом случился кризис. Думаю, что сейчас время для инвестиций пришло: город просыпается от спячки, кривая роста цен на недвижимость показывает, что показатели близятся к московским.
Мы не стремимся занять ничью нишу и не собираемся строить в год по пять тысяч квартир. Мы девелоперы, которые реализуют штучные качественные проекты. Думаю, что в Северной столице для них можно найти интересные объекты.
ООО «СТ Новая Голландия», зарегистрированное в Петербурге, создано крупным девелоперским холдингом «СТ групп», который работает на российском рынке недвижимости с начала 1990-х годов (реализованные проекты связаны со строительство жилья, офисов, торговых комплексов).
Проект сочетает бережное приспособление исторических зданий «Новой Голландии» под новые функции, а также тактичное новое строительство. Для связи с городом предполагается построить 8 новых мостов и отреставрировать остановку-пристань у арки Новой Голландии. К работе над проектом Норманном Фостером привлечена международная команда специалистов – «Студия-44» (Петербург), американский эксперт по театрам - Боб Эссерт, инженерная группа – «Буро Хаппольд» (Великобритания), консультанты по затратам – «Дэвис Лангдон» (Великобритания) и др.
В состав комплекса входят: торгово-досуговые площади (40 673 кв. м), 5-звездочный отель и два 4-звездочных (всего 56 850 кв. м), офисы (6550 кв. м), автостоянка (44 тыс. кв. м), 60 апартаментов (8710 кв. м), Дворец Фестивалей на 2044 места, Камерный зал на 400 мест, Художественная галерея/Музей, открытый амфитеатр на 3000 мест. Всего предполагается реконструировать и построить 180 146 кв. м.
Перед началом интервью Ш. Чигиринский, анализируя сообщения, уже появившиеся в СМИ, заметил: «Почему вы говорите, что для меня это только имиджевый проект? Это тщательный расчет: мы не только вкладываем средства в культурное пространство, но и рассчитываем заработать деньги».
– Шалва Павлович, бизнес подконтрольных вам девелоперских компаний более связан с локальными коммерческими проектами в Первопрестольной. Из последних, известных нам, - башня «Россия» на территории «Москва-Сити», реконструкция гостиницы «Россия». И вдруг петербургская Новая Голландия… Почему?
– Не вдруг. По нашим оценкам, Петербург сегодня не менее привлекателен для инвесторов, чем Москва. А общая финансово-экономическая ситуация в России позволяет замахнуться на такие масштабные проекты. Поэтому, узнав о конкурсе, мы сразу решили в нем участвовать. Мне кажется, у нас получился уникальный по своей функциональной совместимости проект - по крайней мере, аналогов в мире я не знаю. В составе комплекса мы предусмотрели не менее десяти функций, причем каждая из них не подавляет, а, наоборот, усиливает другую. Очень редко бывает, что в объекте удается совместить все, что задумал. А здесь - получилось. Может быть, я необъективен - но разве может быть отец объективным к своему ребенку?!
– Если не ошибаюсь, главная ставка в вашем проекте сделана на культуру, которая является своеобразной точкой отсчета для остального бизнеса: гостиниц, торговли, ресторанов и проч. Признаться, для Петербурга такой коммерческий проект с культурной точки зрения представляется очень красивым, а вот с точки зрения бизнеса - весьма смелым. Не рискуете?
– Хороший вопрос. Когда мы задумались о том, как сможем вернуть вложенные деньги, то поначалу обратились к, скажем так, очевидному набору функций: жилье, офисы, магазины. И вдруг как молния - стоп, нельзя идти таким тривиальным путем. Должна быть главная оптимальная функция, а в таком городе, как Петербург, на территории этого уникального комплекса - конечно, это культура. Концерты симфонической музыки, театральные постановки, рок-концерты, свето-музыкальные шоу, выставки, вернисажи, биеннале, городские праздники, фестивали - я долго могу перечислять. То есть весь пласт культурных мероприятий - от академических до ультрасовременных и популярных. Добавьте к этому деловую программу: конгрессы, конференции, симпозиумы и саммиты. Поэтому мы и предлагаем не только построить Дворец фестивалей, обозначенный в программе конкурса, но и дополнительно создать камерный концертный зал с уникальной акустикой, а на берегу озера (Ковша) устроить открытый амфитеатр на 3000 мест, который можно будет использовать круглогодично. В центре озера сделаем конвертируемую сцену, то есть она может скрываться под воду и опять появляться. Даже зимой в нашем открытом амфитеатре будет комфортно: от непогоды защитит воздушная подушка.
– Но только на этих красивых мероприятиях $300 млн не вернуть…
– А вы меня не дослушали. Если наша культурная афиша будет интересной и уникальной, то люди пойдут и поедут в «Новую Голландию». Значит, будут заполнены гостиницы и рестораны, по хорошей цене можно будет сдать в аренду торговые площади. То есть мы стараемся создать хороший поток посетителей, от которого в конечном счете и зависит успех всего проекта. Рассчитываем, что годовая выручка от работы комплекса будет составлять более $100 млн.
– Вашим партнером по проекту выступает всемирно известный архитектор сэр Норман Фостер. Его появление в Петербурге не менее значимо, нежели вашей девелоперской компании (а для архитектурного цеха - и более). Как сложилось ваше взаимодействие?
– Я познакомился с Норманом Фостером два года назад в Петербурге, когда здесь происходила церемония вручения Притцкеровской премии. (В то время сэр Фостер впервые побывал в Новой Голландии.) Нас познакомил лорд Ротшильд: мы жили в одной гостинице, в «Астории». Я выразил восхищение работами Фостера, а спустя некоторое время предложил ему участвовать в нашем крупном проекте - строительстве небоскреба «Россия» на территории «Москва-Сити». Кстати, Норман лично работает над этим проектом - а это бывает далеко не с каждым объектом, который ведет его мастерская. Еще один наш совместный проект - новый гостиничный комплекс на месте сносимой гостиницы «Россия»: Фостер будет заниматься его компоновкой. Это гениальный архитектор. Когда мы работаем с ним, у нас нет конфликта, который в ходе работы над проектом практически всегда возникает между девелопером и архитектором. А с Фостером - одно удовольствие работать, он с полуслова понимает, чего хотим мы; мы, в свою очередь, прислушиваемся к его предложениям.
Об участии в конкурсе на «Новую Голландию» я договорился с Норманом буквально за одну минуту по телефону: «Будешь участвовать со мной?» - «Да». И мы тут же полетели к нему в Лондон обсуждать проект. Он вдохновенно работал над макетом, практически не спал.
– Эпопея создания второй сцены Мариинского театра подтверждает, что даже самый гениальный западный проект для Петербурга нуждается в местных консультантах. Есть ли у вас таковые?
– Да, конечно. Мы уже привлекли к сотрудничеству архитекторов из «Студии-44», известной проектами реконструкции зданий в историческом центре. В качестве наших содевелоперов выступает петербургская компания «Стройинвест». К строительным работам будем стараться привлекать преимущественно питерских подрядчиков - по результатам тендера.
– В какую сумму вы оцениваете реализацию ваших замыслов? Насколько для этого проекта актуальна традиционная формула «за счет собственных и привлеченных средств»?
– По нашим бизнес-расчетам, преобразования Новой Голландии стоят примерно $320 млн - без НДС. Но могут возникнуть непредвиденные расходы, которые скорректируют сумму на 25-30%, - к примеру, это проблемы с фундаментом; мы пока не знаем, сколько будет стоить акустическое оборудование для концертного зала.
Формула инвестиций такова. Я уже предоставил гарантийное письмо, что наша компания инвестирует в проект более $ 90 млн. собственных средств. Остальное - кредиты. Мы получили подтверждения от российских и западных банков, что, если мы выиграем конкурс, они готовы выступить соинвесторами.
– В кулуарах говорят, что это конкурс не столько проектов, сколько инвесторов. А в таком случае, видимо, немаловажен административный ресурс. Есть он у вас в Петербурге?
– Мы считаем, этот конкурс - прежде всего состязание архитектурных идей, направленных на сохранение и развитие комплекса, как и обозначено в условиях. Административного ресурса у нас нет. Мы надеемся честно победить. Если нам повезет, думаю, власти будут нам помогать, ведь все заинтересованы вдохнуть новую жизнь в это место. «Новая Голландия» - это не проект, а проектище.
– Планирует ли ваша компания участвовать в реализации других проектов в Петербурге? Какую нишу предполагаете здесь занять?
– Да, нам очень нравится Петербург. Десять лет назад мы хотели реализовать здесь свой проект - приобрести здание с великолепным видом на канале Грибоедова, напротив Спаса-на-Крови. Но так и не смогли получить ответ, кому принадлежит дом, с кем вести переговоры. Потом случился кризис. Думаю, что сейчас время для инвестиций пришло: город просыпается от спячки, кривая роста цен на недвижимость показывает, что показатели близятся к московским.
Мы не стремимся занять ничью нишу и не собираемся строить в год по пять тысяч квартир. Мы девелоперы, которые реализуют штучные качественные проекты. Думаю, что в Северной столице для них можно найти интересные объекты.
ООО «СТ Новая Голландия», зарегистрированное в Петербурге, создано крупным девелоперским холдингом «СТ групп», который работает на российском рынке недвижимости с начала 1990-х годов (реализованные проекты связаны со строительство жилья, офисов, торговых комплексов).
Проект сочетает бережное приспособление исторических зданий «Новой Голландии» под новые функции, а также тактичное новое строительство. Для связи с городом предполагается построить 8 новых мостов и отреставрировать остановку-пристань у арки Новой Голландии. К работе над проектом Норманном Фостером привлечена международная команда специалистов – «Студия-44» (Петербург), американский эксперт по театрам - Боб Эссерт, инженерная группа – «Буро Хаппольд» (Великобритания), консультанты по затратам – «Дэвис Лангдон» (Великобритания) и др.
В состав комплекса входят: торгово-досуговые площади (40 673 кв. м), 5-звездочный отель и два 4-звездочных (всего 56 850 кв. м), офисы (6550 кв. м), автостоянка (44 тыс. кв. м), 60 апартаментов (8710 кв. м), Дворец Фестивалей на 2044 места, Камерный зал на 400 мест, Художественная галерея/Музей, открытый амфитеатр на 3000 мест. Всего предполагается реконструировать и построить 180 146 кв. м.