310 0
Бетон потек через край
Общая мощность бетонных заводов Петербурга в три раза превышает потребности рынка. Несмотря на жесткую конкуренцию лидеры отрасли вынуждены объединяться, чтобы бороться с «серыми» поставщиками и выйти из цементного кризиса.
Об этом говорили крупнейшие производители бетона на «круглом столе», проходившем в Зале инвестиционных проектов Жилищного комитета. К дискуссии, которая длилась более четырех часов, присоединились около 50 участников. В их числе - поставщики бетона, чиновники и независимые эксперты. Ведущим мероприятия выступил генеральный директор Ассоциации «Промышленно-строительный комплекс Северо-запада» Михаил Викторов.
На западных узлах
Прогнозируемый объем петербургского рынка в этом году - 2,5 млн. куб.м бетонов и растворов. Все компании могут выпустить 7,7 млн. куб. м. Чтобы реализовать продукцию, фирмы принимают заказы из области (хотя бетон не рекомендуется перевозить на дальние расстояния) и активно развивают сервис. А большинство мелких игроков поступают еще проще: открыто демпингуют и отпускают заведомо некачественный товар.
На петербургском рынке работает не менее 80 компаний, производящих бетон и растворы. Около 60 из них, по данным экспертов, продают «левые» материалы. Например, отпускают бетон заниженной марки (меньшей прочности), чем та, которая заявлена в документах, недогружают машины, используют несертифицированное сырье (за это их прозвали «серыми» поставщиками). У лидеров тоже не все гладко. Бывают сбои в поставках, а бетон не всегда соответствует заявленным характеристикам.
«В борьбе за качество мы с другими компаниями не конкуренты, а партнеры», - начал свое выступление Игорь Рыжов, директор по качеству «Объединения 45». Первым вопросом для обсуждения стало перевооружение производства. «Без хорошего оборудования качественного бетона на рынке не будет, - подхватил Владимир Филиппов, президент Ассоциации «А-Бетон». - Почти все лидеры отрасли уже купили дорогое западное оборудование, теперь черед за остальными».
Однако чиновники отмечают, что нельзя уповать только на зарубежную технику. «К европейским производственным линиям нужны европейские же программы обеспечения, а они не всегда адаптированы к нашим стандартам, - рассуждает Сергей Коноплев, ведущий специалист Госархстройнадзора. - И получается, что фирмы работают вроде бы на дорогих смесительных узлах, а бетон не соответствует российским нормам».
Робкие инвестиции
О собственном опыте перевооружения рассказали представители компании «СЗНК-Бетон». В 2004-2005 годах фирма инвестировала в развитие производства около 1,5 млн. евро. Это обеспечило ежегодный прирост мощностей на 30-35% и позволило вывести на рынок восемь новых товарных групп. Но секрет успеха, как считает руководство фирмы, заключается не в технической начинке, а в уровне сервиса. «Никого не интересует, какой у вас бетон на заводе, важно, чтобы продукция нужного качества и в заданные сроки была на стройке, - говорит Ян Даровский, генеральный директор «СЗНК-Бетон». - Мы перешли на схему работы, при которой за каждого клиента отвечает отдельный менеджер. За последние полтора года штат фирмы вырос в полтора раза, и число заказов постоянно увеличивается». Недавно компания, последовав примеру «Объединения 45», оборудовала все свои машины спутниковой системой слежения. С ее помощью клиент может наблюдать за транспортировкой груза в режиме on-line. «Самовывоз интересен лишь небольшому числу заказчиков, а остальным нужен высокий сервис доставки, - продолжает Я. Даровский. - В то же время нецелесообразно держать большой парк собственной техники, как делают крупные игроки. Объемы поставок за сезон сильно меняются, и выгодней привлекать наемные автобетономешалки».
На рынке бетонных изделий и ЖБИ - свои трудности. Производители отмечают, что в их сегменте инвестиции отбиваются медленнее, чем у поставщиков товарного бетона. Компания «Ленстройдеталь» в прошлом году запустила новое производство мелкоштучных бетонных изделий - тротуарных камней, плитки и т.п. «Эти материалы очень тяжело выводить на рынок, хотя в проект вложены немалые деньги, - делятся представители фирмы. - С новым качественным продуктом мы надеялись регулярно побеждать в городских тендерах, но и частных заказчиков, и город интересует только цена. У нас она выше, чем у мелких производителей».
Некоторые компании предложили ввести лицензирование производителей бетона и бетонных изделий. По мнению руководства СЗНК, эта мера автоматически убрала бы с рынка недобросовестных игроков.
За цементом в очередь
Скоро пройдет год с начала цементного кризиса, но страсти на рынке не утихают. Производители бетона в очередной раз подняли наболевшую тему. «Ребятки, надо что-то делать с цементниками!» - обратился к выступавшим Сергей Коноплев. Но оказалось, что конкретных рычагов воздействия никто предложить не может.
«Главная проблема заключается вовсе не в стоимости цемента, как считают многие, а в том, что на рынке наступил дефицит продукта, - отмечает Михаил Бизяев, исполнительный директор компании «Метробетон». - Нехватка цемента составляет 2,5-3 млн. т в год. По прогнозам холдинга «Евроцемент», трудности с поставками должны были начаться не ранее 2008 года, а за это время они собирались модернизировать производства. Но факт налицо: кризис наступил сегодня».
«Мы можем сколь угодно долго выстраивать систему качества, но без хорошего сырья нормальный бетон не произвести», - поддержал коллегу Игорь Рыжов.
Производители отмечают, что у кризиса нет объективных причин, а все дело в простом нежелании цементников развивать отрасль.
«Мы уже достаточно наслушались о планах монополистов по реновации мощностей, - говорит М. Бизяев. - Проходит время, но конкретных действий они не предпринимают, да к тому же мешают другим компаниям развивать отрасль».
Как стало известно в ходе «круглого стола», фирма «Метробетон» пыталась купить часть цементного бизнеса у одного из предприятий Северо-Запада. «Мы претендовали на мощность в 50 000 тонн из тех 2 млн., что способен ежегодно выпускать завод, - рассказывают представители «Метробетона». - Но нам отказали, мотивируя это тем, что им невыгодно разрушать монополию».
Другая проблема заключается в качестве цемента. Особые претензии - к Сланцевскому и Пикалевскому заводам, которые, по словам бетонщиков, регулярно отгружают низкосортный цемент, а иногда и просто срывают поставки.
Некоторые проблемы, по мнению участников «круглого стола», искусственно раздуты, особенно миф, что кризис в цементной отрасли отражается на стоимости жилья. «В цене 1 кв. м жилого дома только $40 приходится на бетон, а доля цемента не более $10, - подсчитал Владимир Филиппов. - И даже двойное удорожание цемента дольщик почти не ощутит».
«И хотя многие преувеличивают значение цементного кризиса для первичного рынка, надо признать, что это в первую очередь наша проблема, а не строителей», - говорит Михаил Бизяев.
Бетонщики заявили, что пока не видят иного пути воздействия на цементников, кроме госрегулирования, и попросили чиновников жестче контролировать монополистов. (Кому именно была адресована просьба, ФАС или какому-то другому ведомству, осталось непонятным).