264 0
Андрей Лушников: эксплуатация жилья - это успешный бизнес
Еще несколько лет назад сфера управления жильем и его эксплуатации была почти полной монополией государства. Теперь уже можно говорить о формирующемся рынке жилищно-коммунальных услуг. Об особенностях этого бизнеса, о его рисках и сложностях рассказал генеральный директор компании ЗАО «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Андрей Лушников.
– Отличается ли управление жилым домом от работы с коммерческими объектами: бизнес-центрами, торговыми комплексами?
– Принципиально, на мой взгляд, разницы нет: и в том и в другом случае есть исполнитель услуги и заказчик, готовый эту услугу оплатить.
Но, как и в любом бизнесе, здесь есть специфические риски. Прежде всего, это ответственность перед жильцами. Далеко не всегда они объективно оценивают деятельность УК. Ведь большинство граждан плохо разбираются в вопросах управления.
– То есть можно представить ситуацию, что кто-то говорит жильцам: эта компания обслуживает вас плохо, давайте наймем другую - она будет работать хорошо?
– Такое вполне может произойти в первый год после получения дома в управление. Мгновенных улучшений не бывает. Особенно если дом требует больших капитальных затрат. И тут есть риск потерять объект и уже вложенные в него деньги.
Другой риск - неправильное обслуживание дома до того, как вы его получили. Сразу это может не обнаружиться, а, скажем, через полгода в нем происходит авария. Виновата предыдущая управляющая компания, но отвечать за все и устранять аварию придется вам.
Аналогичная проблема - со старыми домами. Тут может получиться, как в печально известном "Трансваале": возможно, виноваты строители, возможно - проектировщики, но свалили все на неправильную эксплуатацию. В старых домах, проектировщиков и строителей которых теперь не найдешь, этот риск еще вероятнее. Ну и, наконец, политические риски. Никто не знает, какое направление в развитии ЖКХ выберут власти. Сейчас они за выход на рынок управления жильем частных компаний, а завтра - против.
– В некоторых управляющих компаниях говорят, что и сейчас власти не очень-то способствуют развитию этого рынка. Они считают, что необходимы специальные законы о деятельности УК.
– Не нужны никакие специальные законы. Рынок сам все урегулирует. Главное - чтобы было много фирм, конкурирующих друг с другом. Вспомните, что было на рынке сотовой связи, пока в Петербурге работал только «Мегафон». И как резко и быстро изменилась ситуация, когда сюда пришли МТС, «Билайн». Так же будет и в сфере управления жильем. Нужно, чтобы появилось несколько крупных компаний с уставным капиталом по $50 млн., они бы занимались комплексной эксплуатацией жилья. И параллельно с ними работали бы более мелкие, которые оказывали бы специализированные услуги.
– Вы считаете, что этот рынок уже сформировался?
– Да. Но он продолжает развиваться и становится все более цивилизованным. Уже есть компании, предоставляющие услуги высокого качества, и этим они отличаются от привычных нам с советских лет государственных структур.
– Обязательно ли для УК предоставлять собственникам весь комплекс жилищно-коммунальных услуг? Или достаточно держать в штате лишь собственно управленцев, а остальных работников нанимать на субподряд?
– Я считаю, что УК должна заниматься управлением объектом в целом. Но для сложных ремонтных работ отдельных систем - таких, как система кондиционирования в доме или система теплоснабжения, лифты, - нужно приглашать специализированные компании. Например, если в доме стоят лифты фирмы OTIS, то лучше, чтобы OTIS их и чинил.
– Есть мнение, что эксплуатация жилья и управление им не могут быть самостоятельным видом бизнеса. Чтобы у УК было стабильное положение, она должна быть частью структуры, которая занимается другими видами бизнеса - например, строительством или монтажом энергосистем.
– Это должен быть исключительно самостоятельный бизнес. Нельзя одновременно качественно строить дома и столь же качественно управлять жильем. Строительные компании в свое время пошли на этот шаг от безысходности: городские структуры просто не принимали на обслуживание новостройки. Но постепенно застройщики понимают, что управление жильем - это отдельный вид бизнеса, и начинают отказываться от него. Вы подумайте: еще год назад считалось, что эксплуатация недвижимости не может быть успешным бизнесом. Сейчас уже очевидно, что это заблуждение. Причем эксплуатация жилья гораздо успешнее, чем эксплуатация коммерческих объектов.
Этот бизнес будет выгодным при соблюдении нескольких условий. Первое - фирма должна обслуживать несколько десятков или даже сотен домов. Чем меньше домов находится в управлении, тем меньше возможностей для получения прибыли, так как при небольшом количестве объектов плата за содержание самой УК и за услуги управления весьма ощутима в пересчете на каждого собственника. Если домов у компании много, такие затраты для клиентов окажутся очень незначительными. Второе - доход компании зависит от состояния домов, находящихся на ее обслуживании. Разумеется, новостройки требуют меньше вложений, чем старый фонд. Однако нужно иметь в виду, что лет через десять после окончания строительства затраты на содержание дома неизбежно начинают расти. Поэтому, если фирма намерена остаться на этом рынке, она должна постоянно поддерживать дом в хорошем состоянии, а это требует вложений.
– Это главный камень преткновения в отношениях между собственниками и УК. Многие жильцы считают, что их дом заканчивается за дверьми их квартир, и их не интересует состояние фасадов и крыши.
– Люди постепенно поймут, что от качества эксплуатации жилья зависит его цена. Даже самый прекрасный дом развалится, если вы не будете вкладываться в его содержание и ремонт. И наоборот, починив протекающую крышу, сгнившие трубы, благоустроив территорию вокруг дома, можно в разы увеличить стоимость квартир в нем.
Мнение эксперта
Алексей Степаненко, генеральный директор консалтинговой компании «Выбор»: На рынке управления жилищным фондом в последнее время стали все чаще появляться новые игроки.
В основном это фирмы, которые до сих пор занимались техобслуживанием жилых домов. Однако есть среди них и компании, не имеющие такого опыта. Самый лучший старт в этом случае - поработать несколько лет в качестве обслуживающей организации и после этого приступать к управлению. За это время фирма заработает деньги и приобретет опыт.
Есть компании, у которых кроме управляющего персонала больше сотрудников нет. Они рассчитывают после заключения договора управления с ТСЖ (или с городом, если получили дом по итогам конкурса) нанять на субподряд жилкомсервис. Это большая ошибка. Во многих зарубежных странах УК по закону может заниматься только управлением и финансовыми делами объединения собственников. По российскому же законодательству компания несет полную ответственность за содержание объекта, и если нанятый субподрядчик ее подведет, то предстоит длинная и сложная судебная история. Кроме того, выполнять одновременно функции управления и обслуживания экономически выгоднее. Ведь если нанимать для обслуживания сторонние организации, деньги на это придется выкраивать из фиксированного тарифа по оплате за эти услуги. То есть доля дохода самой УК существенно уменьшится.
Хотя Жилищный кодекс и допускает, чтобы собственники нанимали УК напрямую, без создания ТСЖ, здесь могут возникнуть проблемы. Как показывает практика, монополисты, не заключая договор с каждым собственником индивидуально, не хотят подписывать его и с УК. Поэтому для компании лучше убедить собственников создать ТСЖ, правление которого будет подписывать все подобные документы.