231 0
Георгий Шереметьев: реклама – это тоже искусство
С Георгием Шереметьевым мы договорились об интервью в первый же день его вступления в должность главного художника города. Но условились о тайм-ауте, который позволит войти в курс дела, и потом поговорить об актуальных направлениях работы более конкретно.
О некоторых из них Георгий Шереметьев уже согласился рассказать читателям «НП».
– Вступая в должность, вы рассказывали о своих концептуальных планах улучшения эстетики городской среды по всевозможным направлениям. Не обманывает ли действительность ваши ожидания? Иначе говоря, не заедает ли текучка, удается ли за ежедневными кипами бумаг видеть перспективу?
– Давайте по порядку. Основное направление, над которым мы сейчас работаем, - это наружная реклама. По нашему убеждению, реклама - это тоже вид искусства. Мы проанализировали, почему же сегодня это далеко не так. Ответ простой, но довольно неожиданный: проектированием рекламоносителей часто занимаются непрофессионалы. Почему-то сейчас очень популярна практика, когда дизайнер работает не с конкретными улицей и домом, а с неким идеальным местом. Не учитываются ни размер, ни цвет фасада, ни его архитектурные детали. Возьмем хотя бы Московский проспект: уйма примеров, когда рекламные вывески уродуют фасады, закрывая то лепной карниз, то кронштейны. Я уже не говорю о том, что при выборе цветовой гаммы такие горе-художники и не задумываются о том, как она согласуется с расколеровкой фасада. Еще один аспект - несоразмерность рекламоносителей домам. Если мы даже просто упорядочим существующую рекламу, это уже во многом улучшит ситуацию, ведь часто речь идет буквально о 10-15 см.
Горожан, которые обеспокоены увеличением рекламы в центре Петербурга, хочу обрадовать: готовится проект распоряжения правительства, согласно которому дополнительных рекламоносителей устанавливаться там больше не будет - за исключением каких-либо важных социальных программ.
– Московский проспект вовсю благоустраивают к предстоящему саммиту «Большой восьмерки». Как вы полагаете, удастся ли изменить к этому событию рекламное насыщение фасадов? Есть ли рычаги воздействия?
– Конечно, мгновенно исправить ситуацию, которая складывалась годами, нереально. И делать это мы будем цивилизованно и поэтапно. Для каждого дома на проспекте мы готовим паспорт фасада: в нем не только обозначена расколеровка, но и зафиксированы места, где можно устанавливать рекламу, а также прописан способ ее изготовления (отдельные буквы или цельные короба). Вместе с ГЦРР (Городским центром по размещению рекламы. – «НП») мы анализируем договоры на рекламу и освобождаем фасады как от несанкционированной рекламы, так и от тех рекламоносителей, срок договора на размещение которых истек. Сложнее с действующими контрактами на рекламу, которая не удовлетворяет требованиям эстетики (прописанным в паспорте), но по каким-то причинам была согласована. Придется ждать завершения договорных сроков. Но может быть, ее владельцы сами пойдут навстречу городу и заменят более подходящей?
– Достаточно ли у подведомственных вам управлений чисто физических сил, чтобы решить эти задачи?
– По-хорошему завидую ГЦРР, где за каждым районом закреплены специалист и два помощника. А у нас за каждым специалистом управления эстетики городской среды закреплено несколько районов, а ведь занимаются они не только рекламой - и подсветкой, и расколеровкой фасадов, и оформлением входов… Кстати, хочу порадовать посетителей, которые жалуются на большие очереди у нас в приемные дни. Мы обязательно разделим потоки: например, выделим специальное помещение для приема различных документов. Да и сама процедура согласования будет унифицирована, в частности, для некоторых проектов потребуется меньше подписей специалистов комитета, нежели сейчас.
Планируем и слегка увеличить штат. Правда, пока это больше коснется управления благоустройства городского ландшафта, где, как это ни парадоксально, сейчас практически нет ландшафтных архитекторов.
– Каков же главный фронт работ у этого управления помимо согласования проектов?
– Давно шел разговор о том, что необходимо создать каталог городской мебели, то есть скамеек, урн, фонарей. Сейчас мы анализируем материал, накопленный Академией дизайна им. Мухиной, фирмами-производителями, художниками, реставраторами, кузнецами - всеми, кто так или иначе работал над благоустройством города. Конечно, принимая решение о том, какие образцы включать в каталог, а значит, рекомендовать к установке в том или ином районе города, мы проконсультируемся с художественной секцией Градостроительного совета.
– Речь идет о новых образцах? Что-то принципиально не устраивает в существующих?
– Мы анализируем всю имеющуюся информацию: и о мебели, уже установленной на улицах, и о той, что пока лишь проектируется. Очевидно, что в каталог войдут предложения по использованию новых материалов, в частности стеклофибробетона, из которого можно отливать практически любые детали. Он легок, не подвержен коррозии, к тому же антивандален - то есть оптимален для использования на улицах.
Современной городской мебели очень мало. Это во многом объясняется недавними антитеррористическими программами. Но сейчас появились другие возможности: скажем, под прозрачной скамейкой из закаленного стекла ничего взрывоопасного не спрячешь.
– Какой статус будет у этого каталога? Не ограничат ли «образцовые проекты» творчество новых поколений и в конечном счете не обеднят ли они городскую среду?
– Конечно, нет. Наоборот, наша цель - создать максимально комфортную и привлекательную среду при оптимальных капиталовложениях. Каталог будет указывать направление развития городского ландшафта для каждого района, а то и конкретной улицы (это касается и творчества). Ведь даже непрофессионалам ясно, что та мебель, что хороша в новостройках, противопоказана центру. Да и центр города очень разный: есть улицы с классической архитектурой, есть эклектика, есть модерн. При создании каталога и рекомендаций по районам мы обязательно будем консультироваться с милицией, с терруправлениями, муниципальными советами. Ведь не только эстетика, сама обстановка в районах города совершенно разная: где-то можно поставить стеклянные скамейки, а где-то - только бетонные. Чем более дифференцированным будет подход, тем дольше простоит эта мебель и соответственно эффективнее будет отдача от вложенных средств.
– В Петербурге наступают белые ночи, и вопрос о художественной подсветке зданий сейчас не столь актуален… Но может быть, стоит ждать перемен и в этом направлении?
– Весь мир активно переходит от ламп накаливания к светодиодам. Они дают гораздо больше возможностей: могут быть изначально цветными, менять цвет, их можно располагать прямо в стекле, по периметру, запускать с их помощью на поверхности различные надписи. Да, сейчас это дорогое удовольствие, но, вне всякого сомнения, следующий шаг необходимо сделать именно в этом направлении. Мы уже ведем переговоры с фирмами, которые занимаются художественной подсветкой, ведь задача органов власти - не только контролировать сегодняшнюю ситуацию, но и просчитывать развитие событий на несколько лет вперед.
– В завершение можно задать просто «человеческий» вопрос? Что вас больше всего удивило за время работы на этом посту?
– В самый первый день я предвкушал, что сейчас мне на согласование принесут невероятно красивый проект… А первым на прием пришел представитель "Автономных санитарных систем" - фирмы, которая устанавливает в городе биотуалеты.
– Что ж, очень нужный социальный объект. Важно, чтобы он попадался в нужном месте в нужное время.
О некоторых из них Георгий Шереметьев уже согласился рассказать читателям «НП».
– Вступая в должность, вы рассказывали о своих концептуальных планах улучшения эстетики городской среды по всевозможным направлениям. Не обманывает ли действительность ваши ожидания? Иначе говоря, не заедает ли текучка, удается ли за ежедневными кипами бумаг видеть перспективу?
– Давайте по порядку. Основное направление, над которым мы сейчас работаем, - это наружная реклама. По нашему убеждению, реклама - это тоже вид искусства. Мы проанализировали, почему же сегодня это далеко не так. Ответ простой, но довольно неожиданный: проектированием рекламоносителей часто занимаются непрофессионалы. Почему-то сейчас очень популярна практика, когда дизайнер работает не с конкретными улицей и домом, а с неким идеальным местом. Не учитываются ни размер, ни цвет фасада, ни его архитектурные детали. Возьмем хотя бы Московский проспект: уйма примеров, когда рекламные вывески уродуют фасады, закрывая то лепной карниз, то кронштейны. Я уже не говорю о том, что при выборе цветовой гаммы такие горе-художники и не задумываются о том, как она согласуется с расколеровкой фасада. Еще один аспект - несоразмерность рекламоносителей домам. Если мы даже просто упорядочим существующую рекламу, это уже во многом улучшит ситуацию, ведь часто речь идет буквально о 10-15 см.
Горожан, которые обеспокоены увеличением рекламы в центре Петербурга, хочу обрадовать: готовится проект распоряжения правительства, согласно которому дополнительных рекламоносителей устанавливаться там больше не будет - за исключением каких-либо важных социальных программ.
– Московский проспект вовсю благоустраивают к предстоящему саммиту «Большой восьмерки». Как вы полагаете, удастся ли изменить к этому событию рекламное насыщение фасадов? Есть ли рычаги воздействия?
– Конечно, мгновенно исправить ситуацию, которая складывалась годами, нереально. И делать это мы будем цивилизованно и поэтапно. Для каждого дома на проспекте мы готовим паспорт фасада: в нем не только обозначена расколеровка, но и зафиксированы места, где можно устанавливать рекламу, а также прописан способ ее изготовления (отдельные буквы или цельные короба). Вместе с ГЦРР (Городским центром по размещению рекламы. – «НП») мы анализируем договоры на рекламу и освобождаем фасады как от несанкционированной рекламы, так и от тех рекламоносителей, срок договора на размещение которых истек. Сложнее с действующими контрактами на рекламу, которая не удовлетворяет требованиям эстетики (прописанным в паспорте), но по каким-то причинам была согласована. Придется ждать завершения договорных сроков. Но может быть, ее владельцы сами пойдут навстречу городу и заменят более подходящей?
– Достаточно ли у подведомственных вам управлений чисто физических сил, чтобы решить эти задачи?
– По-хорошему завидую ГЦРР, где за каждым районом закреплены специалист и два помощника. А у нас за каждым специалистом управления эстетики городской среды закреплено несколько районов, а ведь занимаются они не только рекламой - и подсветкой, и расколеровкой фасадов, и оформлением входов… Кстати, хочу порадовать посетителей, которые жалуются на большие очереди у нас в приемные дни. Мы обязательно разделим потоки: например, выделим специальное помещение для приема различных документов. Да и сама процедура согласования будет унифицирована, в частности, для некоторых проектов потребуется меньше подписей специалистов комитета, нежели сейчас.
Планируем и слегка увеличить штат. Правда, пока это больше коснется управления благоустройства городского ландшафта, где, как это ни парадоксально, сейчас практически нет ландшафтных архитекторов.
– Каков же главный фронт работ у этого управления помимо согласования проектов?
– Давно шел разговор о том, что необходимо создать каталог городской мебели, то есть скамеек, урн, фонарей. Сейчас мы анализируем материал, накопленный Академией дизайна им. Мухиной, фирмами-производителями, художниками, реставраторами, кузнецами - всеми, кто так или иначе работал над благоустройством города. Конечно, принимая решение о том, какие образцы включать в каталог, а значит, рекомендовать к установке в том или ином районе города, мы проконсультируемся с художественной секцией Градостроительного совета.
– Речь идет о новых образцах? Что-то принципиально не устраивает в существующих?
– Мы анализируем всю имеющуюся информацию: и о мебели, уже установленной на улицах, и о той, что пока лишь проектируется. Очевидно, что в каталог войдут предложения по использованию новых материалов, в частности стеклофибробетона, из которого можно отливать практически любые детали. Он легок, не подвержен коррозии, к тому же антивандален - то есть оптимален для использования на улицах.
Современной городской мебели очень мало. Это во многом объясняется недавними антитеррористическими программами. Но сейчас появились другие возможности: скажем, под прозрачной скамейкой из закаленного стекла ничего взрывоопасного не спрячешь.
– Какой статус будет у этого каталога? Не ограничат ли «образцовые проекты» творчество новых поколений и в конечном счете не обеднят ли они городскую среду?
– Конечно, нет. Наоборот, наша цель - создать максимально комфортную и привлекательную среду при оптимальных капиталовложениях. Каталог будет указывать направление развития городского ландшафта для каждого района, а то и конкретной улицы (это касается и творчества). Ведь даже непрофессионалам ясно, что та мебель, что хороша в новостройках, противопоказана центру. Да и центр города очень разный: есть улицы с классической архитектурой, есть эклектика, есть модерн. При создании каталога и рекомендаций по районам мы обязательно будем консультироваться с милицией, с терруправлениями, муниципальными советами. Ведь не только эстетика, сама обстановка в районах города совершенно разная: где-то можно поставить стеклянные скамейки, а где-то - только бетонные. Чем более дифференцированным будет подход, тем дольше простоит эта мебель и соответственно эффективнее будет отдача от вложенных средств.
– В Петербурге наступают белые ночи, и вопрос о художественной подсветке зданий сейчас не столь актуален… Но может быть, стоит ждать перемен и в этом направлении?
– Весь мир активно переходит от ламп накаливания к светодиодам. Они дают гораздо больше возможностей: могут быть изначально цветными, менять цвет, их можно располагать прямо в стекле, по периметру, запускать с их помощью на поверхности различные надписи. Да, сейчас это дорогое удовольствие, но, вне всякого сомнения, следующий шаг необходимо сделать именно в этом направлении. Мы уже ведем переговоры с фирмами, которые занимаются художественной подсветкой, ведь задача органов власти - не только контролировать сегодняшнюю ситуацию, но и просчитывать развитие событий на несколько лет вперед.
– В завершение можно задать просто «человеческий» вопрос? Что вас больше всего удивило за время работы на этом посту?
– В самый первый день я предвкушал, что сейчас мне на согласование принесут невероятно красивый проект… А первым на прием пришел представитель "Автономных санитарных систем" - фирмы, которая устанавливает в городе биотуалеты.
– Что ж, очень нужный социальный объект. Важно, чтобы он попадался в нужном месте в нужное время.