Войти

184 0

Александр Викторов: попытка компромисса

Александр Викторов: «Стилистику нового строительства детально регламентировать нельзя, но я никогда не подпишу проект, который получил отрицательное заключение Градсовета»

Сточки зрения заинтересованных групп населения Петербурга, существует пять самых острых проблем застройки исторического центра – высотность зданий, процедура согласования строительных проектов, правила обращения с рядовой застройкой, требования к архитектуре новых или реконструируемых зданий и порядок реконструкции дворов.

О том, как новые Правила застройки, разработанные Комитетом по градостроительству и архитектуре, решают эти проблемы, в интервью нашему журналу рассказывает председатель комитета Александр Викторов.

– Как в Правилах застройки решается самая болезненная проблема – высотности зданий?

– Впервые в новой петербургской истории высота новых и реконструируемых зданий в историческом центре будет регламентирована законом. Для этого в Правила застройки вводится специальный раздел – Высотный регламент. При его разработке мы учитывали весь диапазон мнений по этому поводу – от уверенности защитников культурного наследия, что новые постройки вообще не должны «высовываться» из-за старых зданий, до желания бизнеса строить небоскребы. Разумеется, мы исходили также из системы зон охраны, узаконенной Генпланом.

Наш Высотный регламент распространяется не только на исторический центр, но и на весь город, включая окраины. В основе регламента лежит «поверхность Винокуровой» (Винокурова 40 лет назад первой занялась разработкой концепции высотного регламента в Петербурге). Эта «поверхность» имеет вид воронки – в историческом центре высота зданий минимальная, а при удалении от центра она растет.

Форма воронки не идеальная. Она искажена, во-первых, из-за того, что необходимо привязывать высоту зданий к извилистым границам зон охраны. Во-вторых, ее поверхность «протыкается» высотными доминантами. Такие доминанты являются характерным элементом петербургского градостроительного стиля. До большевистской революции, как известно, все здания в городе строились не выше Зимнего дворца, но с давних пор в Петербурге стали появлятся более высокие здания – как правило, это были храмы. Такую традицию мы считаем разумной: доминанты позволяют лучше ориентироваться в городе. Поэтому мы хотим ее развивать.

В Высотном регламенте определены узловые точки, где появятся новые доминанты. Вряд ли это тоже будут храмы, скорее всего, бизнес построит офисные центры или, может быть, элитное жилье. Высота таких доминант жестко фиксирована – в процентах от высоты «поверхности Винокуровой» в той же точке. Но есть места, где высоту зданий невозможно заранее рассчитать. Это касается границ зон разной высотности, главным образом на стыке исторической и более поздней застройки. Границы зон охраны извилисты, так что в некоторых точках сходятся даже три зоны. Мы считаем, что в ряде таких мест Высотный регламент применяться не должен. НИИ «Ленпроект», делая заключение по нашим Правилам застройки, подтвердил целесообразность этих исключений.

– Как только вы эти исключения узаконите, к вам выстроятся в очередь желающие построить там небоскреб. Как будет регламентирована застройка в таких местах?

– Во-первых, число исключений мы постараемся свести к минимуму. Во-вторых, порядок согласования проекта в таком месте будет значительно более сложным, чем в местах, регулируемых Высотным регламентом. Помимо обычных процедур необходимо будет провести несколько специальных экспертиз. Кроме того, проект должен быть рассмотрен Градостроительным советом, Научно-экспертным советом КГИОП, пройти общественное обсуждение. Кстати говоря, и до 1917 года проекты высоких храмов проходили через подобную усложненную процедуру – разрешение на их строительство давал лично император.

– Как Правила регламентируют обращение с рядовой застройкой в историческом центре Петербурга? Каковы требования к архитектуре новых построек?

– В зонах памятников строительные регламенты не действуют, там применяются правила КГИОП. Во всех остальных местах стилистику нового строительства или реконструкции общая часть Правил застройки, о которой мы сейчас говорим, не регламентирует (кроме, разумеется, высотности). Позже мы разработаем регламенты застройки каждого кадастрового квартала, вот там и появятся требования к строительству в конкретных местах города. А пока будет действовать прежний порядок. В охранной зоне новое строительство (кроме воссоздания) вообще запрещено. В зонах регулирования оно возможно. Если кто-то хочет снести здание, он должен предъявить заключение о его аварийном состоянии. Если при этом историко-архитектурное заключение покажет, как это часто бывает, что фасад представляет ценность, значит придется его отреставрировать или воссоздать. А все остальное можно сносить. Это касается и дворов.

В общей части Правил невозможно регламентировать стилистику застройки, потому что в разных местах она должна отличаться. Хотя, конечно, можно установить самые общие требования – то, что в Европе называют кодом среды. Но мы очень боимся, что это ограничит свободу творчества, станет препятствием для появления новых архитектурных стилей. А это уже будет прямое нарушение петербургской традиции.

– Архитекторы и деятели культуры считают, что каждый проект в центре должен рассматриваться на Градостроительном совете. Губернатор это мнение разделяет. А что по этому поводу написано в Правилах застройки?

– Процедура согласования проектов, описанная в новых Правилах, предусматривает такое рассмотрение. Более того, мы подготовили постановление правительства о введении еще одной инстанции – Общественного градостроительного совета при губернаторе. Ключевую роль в нем, в отличие от профессионального Градсовета, будут играть авторитетные деятели культуры, озабоченные сохранением культурного наследия Петербурга. Предназначение этого совета – выносить суждения о воздействии новых построек на историческую среду, о функциональном использовании зданий (например, когда нужно сформулировать условия конкурса на реконструкцию исторического здания). Он мог бы выражать мнение культурной общественности в таких ситуациях, как известная история с Елисеевским магазином. Правда, я не уверен, что Общественный совет надо включать в процедуру согласования проектов.

По закону, заключения и Градостроительного совета, и Общественного, если он будет образован, носят лишь рекомендательный характер, а окончательные решения принимает исполнительная власть. Но лично я никогда не подпишу проект, который получил отрицательное заключение хотя бы одного из этих советов. Потому что тогда теряется смысл их существования – они для того и придуманы, чтобы находить оптимальные решения.

– Как в новых Правилах модернизирована процедура согласования проектов?

– Кое-что мы изменили. Самое главное – каждая согласовывающая инстанция проверяет проект на соответствие только своим требованиям. Но вообще-то идеальную процедуру сделать невозможно. Она затягивается в силу нашей низкой административной культуры – одни чиновники по легкомыслию не выдерживают сроки подписания бумаг, другие начинают задавать разработчикам проектов не относящиеся к делу вопросы. Бороться с этим очень трудно.

Между прочим, федеральный закон о техническом регулировании, принятый в 2000 году, предусматривает возможность избежать многих согласований, если главный инженер проекта на титульном листе поставит свою подпись под фразой, что проект выполнен с соблюдением всех норм и правил (это называется «добровольная сертификация»). Обязательному техническому регулированию подлежат только вопросы безопасности. Но на практике этот механизм не работает: у нас это просто не принято. К тому же Госстрой не утвердил необходимые технические регламенты. А жаль. Я считаю, что при нынешнем уровне административной культуры это единственный способ радикально упростить процедуру согласования проектов.

А пока мы пытаемся с помощью разного рода приемов принудить чиновников жестко соблюдать исполнительскую дисциплину. Например, вводим формализованную процедурную матрицу, которая предельно четко прописывает обязанности каждой согласующей инстанции. Прохождение проекта по инстанциям уже можно отслеживать по Интернету на сайте комитета в режиме реального времени. Что касается строительных норм, то они регулируются федеральными правилами. Наибольшие претензии строителей вызывают нормы по инсоляции. Мы их смягчили как только могли. Но радикально поменять ситуацию не можем. Мы также рассчитываем, что в процессе начинающегося общественного обсуждения Правил застройки появятся интересные предложения. Обязательно будем их изучать и все разумное постараемся учесть в окончательной редакции.
  • Автор: Владимир Грязневич

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей