Войти

563 0

Никита Явейн: ода "зодчеству"

Всероссийский фестиваль "Зодчество-2006" подтвердил, что в Петербурге есть хорошая архитектура. Можно сказать, даже лучшая в стране. По крайней мере, в этом убеждают итоги смотра-конкурса на лучшие постройки и проекты, где среди лауреатов петербуржцы занимают лидирующие места. Отказавшись от привычного жанра - отчета о событии, "НП" беседует с одним из лауреатов конкурса, обладателем золотых дипломов в обеих номинациях - руководителем АМ "Студия-44" Никитой Явейном. – Никита Игоревич, поделитесь впечатлениями о смотре-конкурсе. В последние годы казалось, что интерес к архитектуре угасает… – Ничего подобного. Признаться, я был поражен: все три дня работы выставки Манеж был полон народа. Тысячи людей внимательно рассматривали представленные работы. Людям стала интересна архитектура (пусть даже благодаря скандалам). Они хотят увидеть архитектурную жизнь страны. Все три дня проходили конференции, "круглые столы". Архитекторы, в том числе и я, давали мастер-классы, рассказывали о своих работах. Готовя доклад, я думал: ну, придет человек десять. Захожу в зал: все 200 мест заняты, еще столько же людей стоит… – Вы чудеса какие-то рассказываете. А как выглядели работы петербуржцев на общем фоне? – Большой плюс в организации выставки - единый формат представления работ: вся экспозиция выглядит достойно, но на общем фоне сразу видны сильные проекты. Без ложной скромности скажу, что три петербургские работы: дом на Шпалерной, 60 (мастерская "Земцов, Кондиайн и партнеры"), Еврейский центр на Б. Разночинной ("Евгений Герасимов и партнеры") и наш деловой центр на Невском, 38 - сразу попали в число лидеров в номинации "Постройки". – Но Гран-при фестиваля - "Хрустальный Дедал" - достался все же другим. Не обошлось без интриги? – Итоги часто невозможно предсказать до последнего момента, даже если накануне члены жюри намекают на весьма благоприятное решение. Так, в кулуарах поговаривали, что главный претендент на гран-при - коллектив "Моспроекта-2" с реставрацией дома Щербатовых в Москве. Но в окончательном списке претендентов его не оказалось. Зато работу по реставрации нашей Александринки никто поначалу в лауреаты не прочил. И вот пожалуйста, именно этому коллективу досталась главная премия. Что ж, я бы сказал, что это мудро. Политически чистое решение. – А если говорить о сути этой реставрации? – Если бы награду дали непосредственно реставраторам шестой категории - нет вопросов. А когда "Дедала" получили архитекторы, которые, в сущности, ничего не привнесли в этот объект… Впрочем, и слава богу. Будем считать, наградили за то, что своим вмешательством не испортили театр. – Работа "Студии-44" по реставрации и реконструкции "Невского, 38" широко известна. А вот ваш проект Дворца искусств "Нефтяник" для Сургута, который получил "золото" в номинации "Проекты", мало кто видел. Можно ли про него сказать пару слов? - Это серьезная работа, выполненная для компании "СургутНефтегаз". Нефтяники хотят построить современный рабочий клуб с театрально-концертным, танцевальным, банкетным залами, а также репетиционными и хореографическими классами. Мы предложили функциональный и концептуально насыщенный проект. Возможность трансформации внутреннего пространства позволяет объединять все помещения - для какого-нибудь большого праздника или концерта. Фактически образуется крытый стадион общей вместимостью более 3000 человек. Это своеобразный городской форум. Можно использовать все помещения и по отдельности, для различных мероприятий. Эта же двойственность заложена в структуру зрительного зала, где принцип общего театра-форума совмещен с театром лож. Изолированные отсеки на несколько зрителей создают своеобразное ощущение "уединения на людях", более приватного общения с искусством. – Традиционно конкурентами Петербурга на "Зодчестве" становятся Москва и Нижний Новгород. Как на этот раз? – В список "золотых" лауреатов попал восьмиэтажный административный дом в Нижнем. Хороший дом. Правда, я бы сказал, что уровень нижегородцев падает. И если постройки в духе ретро у них хороши, то попытки делать современную архитектуру, хай-тек, я бы сказал, неубедительны. Уже в самом сочетании "нижегородский хай-тек" есть некая оскомина - как у Грибоедова, только в архитектуре. В Петербурге тоже этот эффект срабатывает, но там, на Волге, особенно. Из серьезных московских архитекторов мало кто представил работы, зато реставраторы выставились все. Мы поездили по Москве, посмотрели недавние постройки в центре. Если честно, вопросов больше, чем впечатлений. Пожалуй, безоговорочно понравилась лишь одна работа - центр современного искусства, выполненный мастерской Хазанова. – А в "Москва-Сити" были? Как вам небоскребы? – Для меня это лишний аргумент в пользу того, чтобы их не строить (по крайней мере, у нас). Впрочем, там можно увидеть много любопытного. Полным ходом строится башня "Федерация": это уникальный бетонный небоскреб (обычно при их строительстве возводят все же стальной каркас). Со временем в "Сити" можно будет обнаружить едва ли не все типы небоскребов, существующих в мире. Башню "Россия" собираются строить по проекту Нормана Фостера. Кстати, вы знаете, что его проект комплекса на месте гостиницы "Россия" был полностью разгромлен градостроительным советом Москвы? – ??? – Да, потому что он предлагает построить ту же "Россию", только в современном облике. Ведь чем была плоха старая "Россия"? вовсе не тем, что ее построил Чечулин. Ну да, обветшала, конечно. Главная ее беда в другом - она была ОГРОМНАЯ, ОДНА такая на все Зарядье. Так вот Норман Фостер предложил опять возвести единое огромное здание. Хотя я бы сказал, что такой подход для него характерен. И то, что он попал в масштаб Новой Голландии, - скорее, счастливое исключение. Кстати, о Новой Голландии и о других работах западных архитекторов я в Москве рассказывал на конференции девелоперов. – Есть какие-то новые наблюдения? – Если кратко, то можно сказать, что в Петербурге совпали желания двух сторон: администрация хочет создать имидж открытого миру города, в результате чиновники приглашают на крупные бюджетные проекты исключительно западных архитекторов; архитекторы - хотят внедриться на этот рынок. Основные закономерности этого взаимодействия таковы: первоначальные проекты, представленные на конкурсах, в процессе разработки меняются до неузнаваемости: тяжелеют, теряют хай-тековский характер. Очевидно, что без сильного российского партнера, который возьмет на себя вопросы согласования, доработки проекта да и, положа руку на сердце, реального совместного проектирования, успех работы невозможен. Настораживают двойные стандарты в отношении большинства западников к работе в Петербурге. Здесь они гораздо легче, чем у себя на родине, идут на конфликт с заказчиком, на снос исторических зданий, нарушают охранные нормы, срывают сроки, подчас требуют изменения российского законодательства. Я предвижу, во что превратится конкурсный проект стадиона Кишо Курокавы. – И во что же? – Могу поспорить, что так и окажется. Уберут ванты: кто же согласует огромные колонны, из-за которых с трети мест футбольного поля просто не видно! Выкатываться поле никогда не будет: механизм тут же заклинит, да и удовольствие это дорогущее. Автор предлагает паром очищать снег с крыши - вы меня извините, это же при нашей зиме верный способ создавать лед! Лестницы-трапы опускаться не будут. А что же будет? Японское корыто в чистом виде - такие в 1980-е годы строили по всему миру. Впрочем, все это имеет право на жизнь, если бы построили его на Бутлерова - нет вопросов. И не заявляли, что это лучший стадион в России и в мире.
  • Автор: Елена Кузнецова

Назад к списку новостей