215 0
Новостройки подорожают из-за страхования
С января 2007 года планировалось отменить лицензирование в строительной отрасли, однако действие лицензий Госдума продлила до 1 июля 2007 года. Ситуация здесь крайне сложная: с одной стороны, система лицензирования показала свою неэффективность, с другой стороны, предлагаемая система обязательного страхования ответственности строителей вызовет удорожание новостроек.
В масштабах нашей страны получение лицензий давно стало вопросом нескольких дней и энной суммы денег. К тому же на строительном рынке не сложились общие правила работы, и вдобавок нет ни единого контролирующего органа, ни единых строительных норм (существовавшие до настоящего времени СНИПы уже давно морально и технологически устарели и были отменены в начале этого года), опираясь на которые, можно было бы оценить качество и безопасность проектов застройщика. Но оставить такую важную сферу без определенных механизмов регулирования нельзя.
Поэтому возникла очевидная необходимость создать альтернативные механизмы контроля качества в строительстве. В идеале такой контроль должен осуществляться со стороны саморегулируемых организаций – добровольных объединений профессиональных участников рынка, наделенных соответствующими полномочиями. Помочь им в этом благородном деле должна система обязательного страхования ответственности строителей перед третьими лицами, благодаря чему, по мнению председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского, страховая компания сможет стать «сорегулятором» вместе с общественными механизмами контроля. Работу над этим законопроектом депутаты начали, однако пока она не завершена и вряд ли будет завершена до 1 января. Естественно, что до законодательного утверждения необходимых правовых механизмов надо было сохранить действующие методы государственного регулирования в сфере строительства.
В связи с этим Комитет Госдумы по собственности рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Этот закон предусматривает продление до 1 июля 2007 года лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений.
Страхование в строительстве сегодня
Пока в отрасли в основном внедрено лишь страхование строительно-монтажных работ, да и то очень выборочно. По оценке специалистов, в России в целом страховой защитой обеспечивается не более 5–7% строительно-монтажных работ. Правда, в Москве и Санкт-Петербурге этот процент выше – эксперты говорят о 80% крупных компаний. Во многом это связано с тем, что в большинстве строительных проектов участвуют бюджетные деньги. Наряду с этим в основном страхуются проекты с участием иностранного капитала, поскольку на Западе это одно из главных условий работы (там 100% строительных работ застрахованы от всех возможных рисков). Частные же компании, которые преобладают в сфере жилищного строительства, страхуют свои объекты неохотно, считая риски минимальными, а страховые взносы – ненужными расходами. Чаще всего застрахованы объекты крупных компаний, вероятно, в силу того, что большие объемы строительства, устойчивая репутация и прочные налаженные контакты со страховыми компаниями позволяют им упростить и удешевить этот процесс. «ГК «Конти», как и большинство добросовестных застройщиков, страхует все свои объекты», – утверждает вице-президент группы компаний «Конти» Вячеслав Тимербулатов.
Наталья Малютина, пресс-секретарь компании «Ваш финансовый попечитель», которая занимается одним из самых крупных загородных проектов – «Рузская Швейцария», говорит, что «в настоящее время девелоперский проект находится на стадии проектирования и получения согласовательной документации, поэтому говорить о страховании строительно-монтажных работ пока еще рано, хотя мы, безусловно, готовимся к этому процессу».
«Риски при строительстве велики, и поэтому страхование СМР необходимо в первую очередь самому застройщику», – добавляет Вячеслав Тимербулатов. А вот другой вид страхования – ответственности перед третьими лицами, аналогичный ОСАГО на автомобильном рынке, нужен уже тем, кто вне строительства. Ведь нанесение ущерба имуществу третьих лиц при строительстве случается достаточно часто. Особенно эти риски возрастают в условиях плотной городской застройки, когда могут быть повреждены подземные или наземные коммуникации, машины или строения, расположенные рядом со строительной площадкой. Могут пострадать и случайные прохожие, да и рабочие нередко получают травмы. Сейчас обсуждается принятие закона, который бы обязывал страховать ответственность перед третьими лицами, аналогично тому, как это было сделано в области автострахования.
Главный вопрос, возникающий в связи с перспективой принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности строителей: станет ли подобная система действительно действенным механизмом для контроля качества строительства? Или все это только приведет к удорожанию проектов для застройщика, а в результате и для конечного покупателя, а также поспособствует росту страхового рынка, но не повлияет ни на качество, ни на безопасность строительства? Некоторые игроки рынка утверждают, что страхование объекта увеличивает его конечную стоимость на 11–15%, что, согласитесь, немалые деньги при сегодняшних ценах на жилье. Важно также, будут ли реально обеспечены выплаты ущерба, не сложится ли ситуация, аналогичная «автогражданке»: сбор документов и контакты с некоторыми страховыми компаниями отнимают столько сил и времени, что порой проще оплатить ремонт самостоятельно? Ведь страховая компания может быть аффилированной структурой застройщика, и это как раз тот момент, который ставит под сомнение эффективность страховки в качестве регулирующего механизма.
Государство, принимая подобный закон, должно каким-то образом контролировать качество работы и самих страховых компаний, которые должны быть независимыми от компаний-застройщиков. Ведь если страховая компания реально отвечает своими деньгами за строительство, то она будет заинтересована в том, чтобы избежать возникновения страховых случаев, и выдаст полис только тому застройщику, который следит за соблюдением всех норм и техники безопасности при строительстве. А как это определить – следующий вопрос, возникающий в этой связи. Ведь, чтобы оценить качество и безопасность работы строителей, нужны четкие единые правила и нормы, пакет которых еще не разработан.
Итак, по мнению застройщиков, станет ли введение обязательного страхования ответственности (вместо госэкспертизы проектов и лицензирования) по-настоящему действенным инструментом для контроля качества строительных объектов? «Обязательное страхование ответственности взамен других элементов регулирования будет иметь положительные последствия, – убежден Вячеслав Тимербулатов. – Но это может послужить и дополнительным налогом, поскольку встанут вопросы сроков, ограничений, фиксированного страхового процента, а это все может отразиться на конечной цене для покупателей и сроках строительства».
Однако, для того чтобы этот потенциально эффективный механизм заработал в полную силу, необходимо проделать очень большую работу, на что потребуется время. А с отменой лицензирования, действительно, пока стоит повременить….
В масштабах нашей страны получение лицензий давно стало вопросом нескольких дней и энной суммы денег. К тому же на строительном рынке не сложились общие правила работы, и вдобавок нет ни единого контролирующего органа, ни единых строительных норм (существовавшие до настоящего времени СНИПы уже давно морально и технологически устарели и были отменены в начале этого года), опираясь на которые, можно было бы оценить качество и безопасность проектов застройщика. Но оставить такую важную сферу без определенных механизмов регулирования нельзя.
Поэтому возникла очевидная необходимость создать альтернативные механизмы контроля качества в строительстве. В идеале такой контроль должен осуществляться со стороны саморегулируемых организаций – добровольных объединений профессиональных участников рынка, наделенных соответствующими полномочиями. Помочь им в этом благородном деле должна система обязательного страхования ответственности строителей перед третьими лицами, благодаря чему, по мнению председателя думского Комитета по собственности Виктора Плескачевского, страховая компания сможет стать «сорегулятором» вместе с общественными механизмами контроля. Работу над этим законопроектом депутаты начали, однако пока она не завершена и вряд ли будет завершена до 1 января. Естественно, что до законодательного утверждения необходимых правовых механизмов надо было сохранить действующие методы государственного регулирования в сфере строительства.
В связи с этим Комитет Госдумы по собственности рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Этот закон предусматривает продление до 1 июля 2007 года лицензирования деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений.
Страхование в строительстве сегодня
Пока в отрасли в основном внедрено лишь страхование строительно-монтажных работ, да и то очень выборочно. По оценке специалистов, в России в целом страховой защитой обеспечивается не более 5–7% строительно-монтажных работ. Правда, в Москве и Санкт-Петербурге этот процент выше – эксперты говорят о 80% крупных компаний. Во многом это связано с тем, что в большинстве строительных проектов участвуют бюджетные деньги. Наряду с этим в основном страхуются проекты с участием иностранного капитала, поскольку на Западе это одно из главных условий работы (там 100% строительных работ застрахованы от всех возможных рисков). Частные же компании, которые преобладают в сфере жилищного строительства, страхуют свои объекты неохотно, считая риски минимальными, а страховые взносы – ненужными расходами. Чаще всего застрахованы объекты крупных компаний, вероятно, в силу того, что большие объемы строительства, устойчивая репутация и прочные налаженные контакты со страховыми компаниями позволяют им упростить и удешевить этот процесс. «ГК «Конти», как и большинство добросовестных застройщиков, страхует все свои объекты», – утверждает вице-президент группы компаний «Конти» Вячеслав Тимербулатов.
Наталья Малютина, пресс-секретарь компании «Ваш финансовый попечитель», которая занимается одним из самых крупных загородных проектов – «Рузская Швейцария», говорит, что «в настоящее время девелоперский проект находится на стадии проектирования и получения согласовательной документации, поэтому говорить о страховании строительно-монтажных работ пока еще рано, хотя мы, безусловно, готовимся к этому процессу».
«Риски при строительстве велики, и поэтому страхование СМР необходимо в первую очередь самому застройщику», – добавляет Вячеслав Тимербулатов. А вот другой вид страхования – ответственности перед третьими лицами, аналогичный ОСАГО на автомобильном рынке, нужен уже тем, кто вне строительства. Ведь нанесение ущерба имуществу третьих лиц при строительстве случается достаточно часто. Особенно эти риски возрастают в условиях плотной городской застройки, когда могут быть повреждены подземные или наземные коммуникации, машины или строения, расположенные рядом со строительной площадкой. Могут пострадать и случайные прохожие, да и рабочие нередко получают травмы. Сейчас обсуждается принятие закона, который бы обязывал страховать ответственность перед третьими лицами, аналогично тому, как это было сделано в области автострахования.
Главный вопрос, возникающий в связи с перспективой принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности строителей: станет ли подобная система действительно действенным механизмом для контроля качества строительства? Или все это только приведет к удорожанию проектов для застройщика, а в результате и для конечного покупателя, а также поспособствует росту страхового рынка, но не повлияет ни на качество, ни на безопасность строительства? Некоторые игроки рынка утверждают, что страхование объекта увеличивает его конечную стоимость на 11–15%, что, согласитесь, немалые деньги при сегодняшних ценах на жилье. Важно также, будут ли реально обеспечены выплаты ущерба, не сложится ли ситуация, аналогичная «автогражданке»: сбор документов и контакты с некоторыми страховыми компаниями отнимают столько сил и времени, что порой проще оплатить ремонт самостоятельно? Ведь страховая компания может быть аффилированной структурой застройщика, и это как раз тот момент, который ставит под сомнение эффективность страховки в качестве регулирующего механизма.
Государство, принимая подобный закон, должно каким-то образом контролировать качество работы и самих страховых компаний, которые должны быть независимыми от компаний-застройщиков. Ведь если страховая компания реально отвечает своими деньгами за строительство, то она будет заинтересована в том, чтобы избежать возникновения страховых случаев, и выдаст полис только тому застройщику, который следит за соблюдением всех норм и техники безопасности при строительстве. А как это определить – следующий вопрос, возникающий в этой связи. Ведь, чтобы оценить качество и безопасность работы строителей, нужны четкие единые правила и нормы, пакет которых еще не разработан.
Итак, по мнению застройщиков, станет ли введение обязательного страхования ответственности (вместо госэкспертизы проектов и лицензирования) по-настоящему действенным инструментом для контроля качества строительных объектов? «Обязательное страхование ответственности взамен других элементов регулирования будет иметь положительные последствия, – убежден Вячеслав Тимербулатов. – Но это может послужить и дополнительным налогом, поскольку встанут вопросы сроков, ограничений, фиксированного страхового процента, а это все может отразиться на конечной цене для покупателей и сроках строительства».
Однако, для того чтобы этот потенциально эффективный механизм заработал в полную силу, необходимо проделать очень большую работу, на что потребуется время. А с отменой лицензирования, действительно, пока стоит повременить….