231 0
Конкурсы: возвращаясь к тридцатым
Конференция "Архитектурные конкурсы XX века" показала: стремясь к европейской практике, мы все больше используем свой собственный опыт - 1930-х годов.
Поводом для международной конференции, организованной институтом Pro arte и Музеем истории Петербурга, стала выставка "Ленинградский Дом Cоветов". Экспозиция, развернутая в Инженерном доме Петропавловской крепости, демонстрирует конкурсные чертежи и эскизы, фотографии - лица участников и события, предшествующие грандиозной стройке - возведению Дома Советов на Демонстрационной пл. (ныне Московской). Научный сотрудник музея Владимир Авдеев поясняет, как это было: 14 марта 1936 года идея построить правительственное здание на одной из площадей за "Электросилой" прозвучала на пленуме Ленсовета, потом спешно объявили конкурс. Сначала хотели открытый, но надо было быстрее, еще быстрее - значит, будет закрытый. Время проектирования ужимали. Само собой, общественность конкурсную программу не обсуждала, да и знать о ней не знала, в жюри вошли высокопоставленные чиновники и партийные боссы, а проекты ленинградцы увидели лишь после выбора проекта-победителя. Слава богу, что выбор оказался хорош - и по сей день убедителен. Правда, правительство никогда там не заседало, а на площади никогда не проводились демонстрации. Даже трибун с вырастающим из них памятником Ленину не соорудили.
Игорь Казусь из Научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева продолжил тему, рассказав, как бурная конкурсная практика 1920-х в последующем десятилетии постепенно сошла на нет. Как проекты из авторских становились коллективными, а различные общественные объединения пытались узурпировать право проводить состязания. Как были возмущены ленинградские архитекторы, когда проектировать завод "Красное знамя" без всяких конкурсов призвали иностранного зодчего - Эрика Мендельсона, творение которого, кстати, для поклонников авангарда до сих пор - главный шедевр Петербурга (чем не ситуация с Новой Голландией или стадионом?).
Прямых параллелей с современными конкурсами в Северной столице никто из докладчиков не делал, но они были очевидны. Уж очень сродни намерения 1920-х годов устраивать конкурсы на саму программу строительства - обещанию Газпрома сначала устроить конкурс концепций своего "Сити", а уже потом проектировать небоскреб. Но про нее уже все забыли.
На фоне этих аналогий доклады иностранных специалистов по конкурсам из Финляндии, Австрии и Голландии звучали как несбыточная мечта — об объективном, профессиональном жюри, о стремлении к открытым состязаниям, о недискриминации по национальному признаку, о достойной оплате конкурсантам.
О том, как складывается работа иностранного зодчего (особенно звезды) в России, старались не говорить. Один знакомый архитектор (инкогнито) посоветовал перевести на английский «Епифанские шлюзы» Андрея Платонова и вручать каждому сюда входящему.
Поводом для международной конференции, организованной институтом Pro arte и Музеем истории Петербурга, стала выставка "Ленинградский Дом Cоветов". Экспозиция, развернутая в Инженерном доме Петропавловской крепости, демонстрирует конкурсные чертежи и эскизы, фотографии - лица участников и события, предшествующие грандиозной стройке - возведению Дома Советов на Демонстрационной пл. (ныне Московской). Научный сотрудник музея Владимир Авдеев поясняет, как это было: 14 марта 1936 года идея построить правительственное здание на одной из площадей за "Электросилой" прозвучала на пленуме Ленсовета, потом спешно объявили конкурс. Сначала хотели открытый, но надо было быстрее, еще быстрее - значит, будет закрытый. Время проектирования ужимали. Само собой, общественность конкурсную программу не обсуждала, да и знать о ней не знала, в жюри вошли высокопоставленные чиновники и партийные боссы, а проекты ленинградцы увидели лишь после выбора проекта-победителя. Слава богу, что выбор оказался хорош - и по сей день убедителен. Правда, правительство никогда там не заседало, а на площади никогда не проводились демонстрации. Даже трибун с вырастающим из них памятником Ленину не соорудили.
Игорь Казусь из Научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева продолжил тему, рассказав, как бурная конкурсная практика 1920-х в последующем десятилетии постепенно сошла на нет. Как проекты из авторских становились коллективными, а различные общественные объединения пытались узурпировать право проводить состязания. Как были возмущены ленинградские архитекторы, когда проектировать завод "Красное знамя" без всяких конкурсов призвали иностранного зодчего - Эрика Мендельсона, творение которого, кстати, для поклонников авангарда до сих пор - главный шедевр Петербурга (чем не ситуация с Новой Голландией или стадионом?).
Прямых параллелей с современными конкурсами в Северной столице никто из докладчиков не делал, но они были очевидны. Уж очень сродни намерения 1920-х годов устраивать конкурсы на саму программу строительства - обещанию Газпрома сначала устроить конкурс концепций своего "Сити", а уже потом проектировать небоскреб. Но про нее уже все забыли.
На фоне этих аналогий доклады иностранных специалистов по конкурсам из Финляндии, Австрии и Голландии звучали как несбыточная мечта — об объективном, профессиональном жюри, о стремлении к открытым состязаниям, о недискриминации по национальному признаку, о достойной оплате конкурсантам.
О том, как складывается работа иностранного зодчего (особенно звезды) в России, старались не говорить. Один знакомый архитектор (инкогнито) посоветовал перевести на английский «Епифанские шлюзы» Андрея Платонова и вручать каждому сюда входящему.