Войти

275 0

Вячеслав Семененко: "Социальную роль риэлтеров не признают"

Новым президентом Ассоциации риэлтеров Петербурга (АРСПб) стал вице-президент корпорации "Петербургская Недвижимость" Вячеслав Семененко. Мы попросили нового главу объединения поделиться соображениями о путях развития рынка.

- Вячеслав Васильевич, какие актуальные задачи стоят перед профессиональным объединением риэлтеров?

- Направлений работы несколько, но, пожалуй, самое актуальное - назрела необходимость серьезно повысить статус риэлтера. Горожане «проголосовали ногами» за то, что эта профессия нужна: абсолютное большинство квартир сегодня покупают через агентства недвижимости. Рынок, который обслуживают эти фирмы, заметно больше по объему, чем строительный, но государство упорно не признает социальной роли риэлтеров. В этом есть и наша вина: не сумели за столько лет как следует заявить о себе. Эту ошибку необходимо исправлять.

Хотя купля-продажа квартир — одна из наиболее значимых сфер общественных отношений, законодательство никак не регулирует поведение самих участников сделки, а также брокеров. Правила игры риэлтерское сообщество разработало, опираясь на собственный опыт, и описало их в Национальном стандарте. Мы пытаемся продвигать эти правила собственными силами, буквально навязывая их рынку.

– Вы считаете, что необходимо укреплять доверие к профессии только в органах власти? А горожане уже поголовно проголосовали «за»?

– Вовсе нет. И здесь на ближайшие годы работы предстоит немало. Многие питерцы относятся к риэлтерам настороженно: сказывается наследие 1990-х годов. В то время эта профессия только зарождалась, и ею занимались разные люди. Тогда как-то раз к нам в компанию бандитского вида молодые люди чуть не на руках принесли пьяного продавца квартиры с требованием выдать ему деньги. Я отказался. Второй раз они пришли «более подготовленными»: тремя машинами перекрыли выходы в агентство — пришлось звонить в РУБОП. Только когда этот человек пришел трезвым, ему выдали причитающуюся сумму и дали охрану, которая сопровождала клиента до банка, где деньги положили в открытую на его имя ячейку… Немало непрофессионалов, а иногда и откровенных мошенников до сих пор прикрываются маркой «риэлтер». Их непорядочное поведение наносит серьезный вред всем остальным участникам рынка.

Строительным фирмам, к примеру, заметно легче поддерживать имидж профессии. У них несравнимо больше рекламные бюджеты: там, где газета десять раз подумает, прежде чем выставить в плохом свете компанию-застройщика, она не задумается рассказать «страшилку» про риэлтеров.

Низкий статус профессии отпугивает от нее перспективные кадры — от этого страдает качество обслуживания клиентов.

– Что вы предполагаете делать в этом направлении?

– Хотим усилить присутствие ассоциации на информационном поле в городе. К примеру, устраивать больше «круглых столов» по актуальным проблемам рынка. Эти мероприятия должны быть информационно насыщенными, не надо уходить от конфликтных тем. Можно собрать профессионалов и рассуждать перед прессой, какая ассоциация вся «белая и пушистая» — но это неинтересно ни СМИ, ни горожанам. Вряд ли петербуржцы начнут читать пространные статьи про сертификацию…

– Сертификация — любимый конек многих ваших коллег…

– Бессмысленно кричать о сертификатах, когда о них так мало знают клиенты. Сперва надо сделать этот документ, по крайней мере, узнаваемым. Большинство петербуржцев о нем вообще не слышали. Надо довести до сведения горожан, что на качественное обслуживание они могут рассчитывать лишь в компаниях, входящих в бизнес-сообщество.

– В городе действует и Гильдия риелторов Петербурга. Вы возьметесь утверждать, что стандарты компаний, входящих в это объединение, ниже, чем в ассоциации?

– У нас с коллегами из гильдии нет разногласий по поводу качества услуг. Сегодня на рынке сколько-нибудь заметную деятельность, по нашим подсчетам, ведет около 160 риэлтерских фирм. Крупные, серьезно работающие компании — за единичными исключениями — входят либо в одно, либо в другое объединение: в сумме на два объединения приходится 80-90% вторичного рынка.

– Что еще вы намерены сделать, чтобы «усилить присутствие ассоциации на информационном поле»?

– Помимо «круглых столов» у нас должно проходить не меньше четырех крупных риэлтерских мероприятий в год. В 2007-м это будут, прежде всего, Национальный конгресс по недвижимости — летом, конкурс «Каисса» — в конце года. Кроме того, День риэлтера — мы планируем с этого года отмечать этот профессиональный праздник в феврале. И еще одно событие, возможно, какого-нибудь легкого, развлекательного плана. Все это должно напоминать горожанам о существовании нашего социально значимого бизнеса.

– Как начинался ваш собственный путь в сферу недвижимости?

– Я начинал как частный маклер, расклеивал объявления. Было это в 1993-м — через год после того, как я окончил философский факультет СПбГУ. Успел даже провести несколько сделок. В 1994 году меня пригласили в «Кредо-Петербург» на должность генерального директора. Среди многочисленных учредителей не нашлось желающих возиться с «грубой практикой»: в компании были стол и два стула. Работали два сотрудника. Через год я ушел из этой фирмы (к тому моменту штат насчитывал более cта человек). Еще через два года прекратила существование сама компания. С 1995-го работал в корпорации «Петербургская Недвижимость». Сначала — директором агентства недвижимости, после реорганизации стал вице-президентом.

– Когда истечет срок вашего пребывания в кресле президента ассоциации, предполагаете занять какой-либо другой общественный пост?

– Дальше двигаться не предполагаю. Бизнес открывает немало возможностей для реализации. А общественная работа отнимает слишком много сил и времени.

мнения ЭКСПЕРТОВ

Мыслями о проблемах риэлтерского бизнеса с «НП» поделились также экс-президент АРСПб Павел Штепан (корпорация «Юринфо») и президент-элект Екатерина Романенко (агентство «Экотон»), которая возглавит ассоциацию через два года.

Павел ШТЕПАН, экс-президент АРСПб:

– За прошлые два года ассоциация укрупнилась: существенно возросло количество членов объединения, к нам примкнули коллеги из области, налажены связи со строителями, с управляющими компаниями, банками и т.п. Заметно выросли и лоббистские возможности. Наши представители вошли в советы и комитеты, действующие при городской и федеральной власти (к примеру, по программе «Доступное жилье», по ипотеке). Участвовали в разрешении проблемы очередей на регистрацию сделок с недвижимостью, что укрепило наши отношения с Управлением Росрегистрации.

Создан собственный интернет-портал. Он тяжело развивается, но, к счастью, мы удержались от его акционирования — этот ресурс на 100% принадлежит ассоциации. Сегодня уже мы получаем предложения о сотрудничестве от других web-порталов и печатных СМИ.

За два года президентства я осознал: руководя подобным объединением, необходимо придерживаться здорового консерватизма. Революционные преобразования могут дать положительный эффект в коммерческих фирмах, но здесь процессы должны идти более постепенно и последовательно.

Екатерина РОМАНЕНКО, президент-элект АРСПб:

– Избрание в руководство ассоциации — это возможность сделать что-то полезное для рынка. Мне интересна эта деятельность.

Ассоциацию создали интеллигентные люди, чтобы сделать рынок более цивилизованным: чтобы объединить компании, где с уважением относятся к клиенту и заботятся о качестве услуг. Один из основных принципов АРСПб — лояльное отношение к коллегам-конкурентам. Диалог всегда лучше перестрелки.

Как показал созданный около года назад комитет по брокерской деятельности, руководителям фирм серьезно недоставало площадки для делового общения. Директора обсуждали проблемы построения бизнеса в нечастых беседах вдвоем-втроем, а тут появилась возможность услышать мнение сразу 15-20 коллег. Это позволяет делать важные выводы о собственном бизнесе.

Вообще в ассоциации не хватает пока как внешнего, так и внутреннего PR. Надо наладить коммуникации между руководством (cоветом, исполнительной дирекцией) и компаниями — участницами сообщества.

Если общаться, все вопросы можно решить.
  • Автор: Дмитрий Сперанский

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей