За 2014 год обороты торговых операторов сократились в России на 10%. Многие ритейлеры ушли с рынка. Аналитики ждут роста цен на 10-15%. То ли еще будет…

"/>
Войти

2876 0

Торговля сбавляет обороты?

За 2014 год обороты торговых операторов сократились в России на 10%. Многие ритейлеры ушли с рынка. Аналитики ждут роста цен на 10-15%. То ли еще будет…

2014 год побил рекорды предыдущих - по подсчетам Colliers International Санкт-Петербург, в северной столице суммарный объем ввода за год составит около 130 тыс. кв. м, в Москве же только за первые три квартала открыто 350 тыс., до конца года планируют ввести еще 700 тыс. кв. м. торговых площадей. Однако, не все так радужно. Уже сегодня аналитики Knight Frank говорят о падении рынка на 30%. По состоянию на начало ноября более 100 торговых сетей приостановили свое развитие в России.

В ближайшие два года основной объем ввода торговых площадей придется на специализированные объекты и крупные розничные сети, считают эксперты компании STEP. По данным Knight Frank, посещаемость московских торговых галерей снизилась в октябре на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом сокращение оборота в среднем по рынку составило 5-10% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. Понятно, что предновогодние хлопоты вернут показатели в норму. Тем не менее, в начале 2015 года падение покупательского спроса будет четко прослеживаться во всех сегментах торговли – от продуктового до лакшери. Уже во втором полугодии 2014 года, согласно исследованиям Knight Frank, трудности испытали представители сегмента «средний плюс» - товарооборот в этом сегменте снизился на 15-20%. Еще хуже дела у fashion-ритейла, где отмечено не только снижение количества покупателей, но и среднего чека на 5-7%.

Кому кризис не помеха?

Ритейлеры отреагировали на кривую рынка мгновенно. В октябре российские франшизы марок OVS, River Island и Esprit закрыла компания «Маратекс». Также из торговых галерей исчезнут OVS, NEW Look и Seppala. Остальные, уверены эксперты, вынуждены будут сразу после новогодних праздников поднять конечную стоимость товаров на 10-15%. Тем не менее, есть и международные сети, считающие кризис – лучшим временем для завоевания новых рынков сбыта. Так, в 2014 году петербуржцы пополнили гардеробы в магазинах марок Prenatal, Violeta, Monki, Sinsay, Armani Jeans, Lefties, Isaia, Reima и др. О первых успехах рапортуют такие бренды как Hamleys, разместившийся в ТК «Невский центр», «Чайхона №1» из ТРК «Галерея» и открывшийся на Невском проспекте - Le Pain Quotidien.

В Москву вышло 12 новых марок, ключевыми площадками для которых стали ТРЦ «Афимолл Сити» и ТРЦ «Метрополис». Таким образом, за 11 месяцев текущего года российский рынок пополнился 30 новыми международными брендами. Из них 75% предпочли места в крупных ТЦ, оставшиеся сконцентрировались на создании моно-магазинов в формате street-retail. 

 «Экономические реалии рынка торговой недвижимости заставили основных игроков скорректировать свои планы, однако, многие ритейлеры рассматривают Россию, как перспективный регион для развития бизнеса – комментирует Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров, Knight Frank. - Так, на MAPIC-2014 о своем выходе в числе прочих ритейлеров заявили fashion бренды White house black market (США), The Koolples (Франция), DeFacto (Турция), сеть кафе Сonico Ice Cream Shop (Испания) и другие. Отметим повышенный интерес к новым брендам со стороны девелоперов, которые в настоящем готовы идти на компромисс в отношении коммерческих условий для формирования стабильного и качественного пула арендаторов в своих объектах».

Шопинг перестал быть отдыхом?

Сегодня в Петербурге ведется строительство более 30 торговых объектов с планируемыми сроками ввода в 2015-2016 годах. «Еще пять лет назад основной прирост площадей приходился на масштабные, но вполне традиционные по формату ТРК – рассказывает Александр Матеша, директор направления строительства торговой недвижимости компании STEP. - В последние два года наметилась тенденция строительства специализированных ТЦ или объектов с необычными для петербургского рынка концепциями».

Сегодня под торговую недвижимость в различных районах Петербурга отведено почти 250 га земли. Только в Приморском районе строится шесть новых объектов. Еще четыре заявлено в Красногвардейском, по три – в Выборгском, Московском, Невском и Фрунзенском. Кстати, последний в скором времени должен стать, по мнению экспертов, местом притяжения как для петербуржцев, так и гостей города. В 2016 году тут распахнет свои двери мебельный центр «Мягкофф», площадью 140 тыс. кв. м.   Еще 150 тыс. кв. м. займет сельскохозяйственный комплекс «Агрополис», расположенный в Красносельском районе рядом с КАД и Пулково. 

Оценить интерес к новым объектам со стороны потенциальных арендаторов эксперты затрудняются. В отношении новых объектов ритейлеры проявляют излишнюю осторожность, предпочитая размещаться пусть не на профильных, но пользующихся популярностью у покупателей площадках.

Аутлет: игра на опережение

В 2015 году в зоне Пулково достроят первый в северной столице аутлет. Проект Outlet Village Пулково реализует американская компания Hines. В основу концепции взят опыт успешно действующего в Москве Outlet Village Белая Дача, открытие которого состоялось в августе 2012-го. Формат стоковых магазинов известных мировых брендов явление для Петербурга новое. Далеко не все эксперты настроены в отношении него оптимистично, ведь стоимость товаров в аутлете напрямую зависит от валютного курса, а, следовательно, принцип минимальной (стоковой) цены может и не сработать.
Другое дело – концепция досугового центра районного масштаба. Именно этот принцип, по мнению аналитиков, будет востребован в ближайшие годы.

«История развития рынка торговой недвижимости в России значительно короче, чем в Европе, особенно в региональных городах. Поэтому в большинстве своем, торговые центры в сознании россиян пока еще не стали ассоциироваться с полноценным местом встречи с друзьями и проведения досуга, а рассматриваются, скорее, как место для покупок, - считает Максим Палт, аналитик отдела исследований рынка CBRE. - В особенности, это касается торговых центров в регионах, где новые подходы к привлечению посетителей и управлению их покупательскими предпочтениями развиваются существенно медленнее, чем в столице».

Шаговой доступности

Вне кризиса окажутся и магазины шаговой доступности. Доказывает этот тезис и активный вывод на рынок новых брендов. Сеть «Миксер» уже приступила к строительству двух новых супермаркетов.  Сеть «Елисей» объявила об открытии новых точек в Приморском, Калининском и Невском районах. Пополнятся ряды таких магазинов как «Пятерочка», «Лента», «О’Кей» и «К-руока».

В целом по рынку активность пойдет на спад. Хорошо, если объемы ввода новых объектов сохранятся на прежнем уровне, однако, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы они едва будут достигать 200 тыс. кв.м. «Сегодня мы видим западных ритейлеров, которые позитивно оценивают текущую нестабильность и полагают, что она поможет «очистить» рынок, освободив его от слабых игроков и позволив сильным и профессиональным занять свою нишу», резюмирует Елена Задорожная, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL.

  • Автор: Марина Явь, аналитик портала

  • Источник: www.bsn.ru

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей