Эдуард Тиктинский
Президент , Группа RBI

«Эдуард Тиктинский о проблемах загородного строительства, новых законах и мечтах »

Эдуард Саульевич, от лица BSN.ru хотелось бы поздравить вас с победой в номинации «Строительная компания, пользующаяся наибольшим доверием потребителей на рынке Санкт-Петербурга» конкурса «Доверие потребителя». Какие у вас ощущения от конкурса? 

Мне импонирует формат, при котором учитывается оценка как экспертов отрасли, так и самих потребителей, ведь и то, и другое важно для нас. С одной стороны, мы ориентируемся на мнение клиентов и работаем для них. С другой, высокая оценка профессионалов всегда приятна, потому что они понимают многие нюансы и детали, о которых покупатель не задумывается. Их оценка – подтверждение правильности выбранного нами пути. У лучших конкурсов, таких, как «Доверие потребителя», есть потенциал стать тем «знаком качества», на который при выборе компании реально будет ориентироваться большинство покупателей. Пожелания организаторам: так держать!

Расскажите о самом важном или интересном для вас проекте RBI за этот год.

Каждый наш новый проект по-своему интересен. В 2017 году у нас стартовали такие проекты, как загородный малоэтажный поселок EcoCity и дом «Биография» на Петроградской стороне. Но если какую-то из новинок все-таки выделять особо, то, наверное, это будут «Русские сезоны» – проект, который является продолжением развития территории знаменитого санатория «Сестрорецкий курорт». Реконструкция двух аварийных корпусов советской постройки здесь уже началась, скоро приступаем к Лесному корпусу, от которого со времен Великой Отечественной войны остались одни руины. Вкладываемся мы и в реконструкцию инженерных сетей санатория, и частично в благоустройство территории.

Как в Вашем холдинге отмечают Новый Год? Может, есть какие-нибудь традиции, специальные мероприятия?

В двадцатых числах декабря мы всегда собираемся на общий праздник. Это время, когда в неформальной обстановке подводятся итоги года, находят своих героев награды в разных номинациях, потом происходит что-то вроде капустника – каждый год в разном формате. В этом году, например, это «Оранжевый огонек». Естественно, в своем внутреннем кругу можем и пошутить над собой – замечал, что такие шутки пользуются особенным успехом.
 

Вы основали и возглавили RBI в 1993 году. Каким вы тогда видели ваш проект, и насколько он изменился за эти 24 года?

Заглянуть на четверть века вперед невозможно, и в тот момент я, конечно, не пытался этого делать. Когда ты начинаешь бизнес в 19 лет тобой движет главным образом желание быть социально успешным. Осознание миссии своего бизнеса, понимание его философии приходит со временем. Но в первой половине 1990-х рынок был кардинально другим – тогда этого осознания, пожалуй, и не требовалось. Сегодня мы живем совсем в другом мире, корпоративная философия задает и цели, и принципы работы, и принципы формирования команды. Но это не та вещь, которая единожды появившись, остается неизменной. Миссия компании в общих чертах, конечно, не меняется, – для RBI это преобразование среды, в которой живут, работают и отдыхают люди силой нашего интеллекта и воображения. Но наше видение, наша стратегия, наши ценности год за годом трансформируются. Это проявление нашего внутреннего развития, без которого компания существовать не может. Последний «рестайлинг» ценностей произошел буквально только что, в уходящем году.
 

Как изменился ваш покупатель за последние годы?

Пожалуй, в последние годы при выборе дома и квартиры для людей все чаще становятся важны не только район, цена и метраж, а целый набор качеств, которые в сумме составляют то, что называется средой обитания. Охраняемый двор, детские и спортивные площадки, продуманный ландшафт территории, цветовое решение фасада, удобство парковки, магазин и школа рядом... И, кроме того, это желание, чтобы их дом был по-своему уникальным. Поэтому, например, у нас в каждом проекте индивидуальный дендроплан, дизайнерские МОПы и так далее. То есть вещи, которые 5-10 лет назад были востребованы только в элитном сегменте недвижимости, сейчас стали актуальны для масс-маркета.

Расскажите о самом проблемном объекте строительства за все время вашей работы в холдинге.

Два года назад мы сдали наш малоэтажный загородный поселок Mistola Hills, который стал для нас первым опытом в таком формате. Многое оказалось сложнее, чем мы представляли на старте. Самое затратное по времени и деньгам – прокладывать инженерные коммуникации и дороги. Водовод, например, мы тянули по 60 земельным участкам, которые принадлежали трем муниципальным образованиям и более чем 30 частным собственникам! С каждым нужно было договориться, никто не хотел упустить возможность заработать... А соседний дачный поселок вообще на полгода остановил нам стройку: просто блокировали проезд техники всеми возможными способами. Отдельная история – с очистными сооружениями для воды. Муниципальное предприятие собрало с нескольких девелоперов средства на реконструкцию существующей станции в Кузьмолово – а что в итоге? Нам пора сдавать поселок, а реконструкция даже не начиналась… Пришлось оперативно закупать специальное оборудование и ставить локальную станцию в поселке для его обслуживания. В общем, на загородном рынке городских девелоперов может ждать немало сюрпризов. Mistola Hills мы в итоге сдали на три месяца позже намеченного срока, но я понимаю, что задержка могла быть и существенно больше. Главное, мы извлекли уроки, и имеющийся опыт сегодня помогает нам в продолжении проекта – строительстве поселка EcoCity.
 

Вы ведете активную общественную деятельность, также сопряженную со строительной сферой. Как вы оцениваете законотворческую деятельность властей в строительной сфере? Вам не кажется, что последние законы и поправки принимались людьми, максимально далекими от строительства?

 В результате появляются правила, которые не работают, либо такие правила, которые декларируют одни цели, а приводят к совсем другому результату. Например, говорим о защите прав и интересов дольщиков, а на выходе имеем такие жесткие нормы регулирования к застройщикам, которые максимально усложняют застройщикам жизнь, выбивают почву из-под ног у небольших компаний, потенциально ведут к появлению новых проблемных объектов.


В одном из своих постов в Facebook вы написали, что трех лет может не хватить для подготовки рыка к таким масштабным изменениям, как отмена долевого строительства. Каким вы вообще видите рынок после принятия всех новых законодательных инициатив? И как вы думаете, скажутся ли нововведения на вашем холдинге?

Трудно прогнозировать реакцию рынка, так как пока непонятно, как запланированный отказ от долевого строительства будет реализовываться, какие конкретно альтернативные механизмы будут внедрены, насколько будет проработан переход от одной системы работы к другой. Здесь вся суть в деталях. Понадобятся какие-то дополнительные механизмы, иначе нас ждет серьезное сокращение объема предложения, следствием которого станет заметный рост цен. А банки будут выбирать наиболее надежных застройщиков, вводить более жесткие требования к ним. Думаю, что на работе нашей компании это отразится в меньшей степени, чем на многих участниках рынка: мы традиционно сотрудничаем с ведущими банками, и у нас никогда не было проблем с получением проектного финансирования.


Статистика за этот год показывает, что ситуация со строительством элитной недвижимости в Петербурге весьма напряженная: предложение превысило спрос в три раза, элитные объекты практически не строятся. Ваша компания также специализируется на строительстве элитного жилья. Сказалась ли общая ситуация с рынком «элитки» на ваших продажах? Какие у вас планы относительно этого сегмента?

Отток спроса все-таки более ощутим на рынке жилья эконом-класса. Элитный сегмент наиболее устойчив к колебаниям рынка. Проекты, которые к нему относятся, если они действительно качественные, всегда найдут своего покупателя. Кроме того, в этом сегменте особенно заметен интерес покупателей к проектам новых, необычных для рынка форматов. Мы видим это по тем же «Русским сезонам». В 2018 году мы планируем вывести на рынок два новых элитных проекта в центре города.

Расскажите подробнее о вашем новом медиа-проекте «Разговор со смыслом». Как родилась идея его создания? Почему именно такой формат и подбор гостей?

Я приглашаю в нашу студию людей, каждый из которых, прежде всего, незаурядная личность. Лев Лурье, Денис Котов, Алексей Щавелев, Кирилл Набутов и другие наши гости, программы с участием которых еще выйдут в эфир, – все они не какие-то олигархи или политики, и уж тем более не звезды шоу-бизнеса. Это люди, которые отличаются от обычного человека «только» своей волей и готовностью принять ответственность за собственную жизнь. Поэтому смысл, который мы закладывали в наш проект и который мы хотим передать, – это посыл о том, что наша жизнь в наших руках, и только сам человек ответствен за собственное будущее. Если нам удалось этот «месседж» донести, дальше уже выбор за самим человеком – принять этот смысл или нет, менять ли что-то в своей жизни. Моя задача – «лишить человека права на незнание», говоря словами Владимира Тарасова, основателя Таллиннской школы менеджеров. Надеюсь, наши «Разговоры» помогут кому-то сделать шаг в сторону «лучшего себя».

Эдуард, у вас есть мечта, связанная со строительством? Может быть проект, который вы обязательно хотите реализовать?

Есть желание создать яркий и инновационный многофункциональный проект – что-то в формате mixed-use development. Не обязательно супернебоскреб, что-то самое высокое или самое большое… А интеллектуально яркий проект, с неожиданной концепцией. Такой, чтобы стал точкой общественного притяжения в городском пространстве, проектом городского масштаба. Чтобы гости из других городов и стран, увидев его, приглашали бы нас приехать к ним и сделать у них так же.

Комментарии 0

Последние публикации экспертов по жилой недвижимости

Екатерина Немченко: Рынок уже длительное время находится в стрессовом состоянии

Другие Интервью

Михаил Возиянов: Михаил Возиянов о качестве жилья, объединении с Лемминкяйнен и строительных законах

Романенко Александр Юрьевич : Александр Романенко о работе иностранных риелторов, «бандитском» Петербурге и футболе

Сергей Ярошенко: Сергей Ярошенко о выдуманном кризисе, проблемах Ленобласти и изменениях на рынке

Виталий Новиков: “Сегодня многие застройщики находятся в каменном веке, некоторые уже при смерти”

Константин Матыцын: Малоэтажное жилье становится более доступным

Всеволод Глазунов: Спрос на качественное жилье постепенно растет

VIP
здание , 4012.7 м2
414 361 389 Р