30 0
Инвестиционные сделки уступили место естественному спросу
Окончание льготных ипотечных программ и рекордное повышение ключевой ставки ЦБ ознаменовали новый этап на первичном рынке жилья в Санкт-Петербурге. Снижение доли покупок малогабаритных квартир и использования ипотечных инструментов говорит о том, что характер спроса смещается от инвестиционного к естественному. Основным драйвером продаж остается семейная ипотека.
По данным аналитиков LEGENDA, в третьем квартале на первичном рынке жилой недвижимости Санкт-Петербурга всего было реализовано порядка 8,1 тыс. квартир. Объем продаж снизился на 46% по сравнению с результатом второго квартала.
Если смотреть по месяцам, наиболее ощутимое сокращение объема спроса – более чем вдвое – ожидаемо пришлось на июль на фоне сворачивания льготной ипотеки и IT-ипотеки. Так, в июле было продано 2,2 тыс. квартир (-63% за месяц). В августе и сентябре показатель начал выравниваться (до 2,9 тыс. и 3 тыс. квартир соответственно), что обозначило переход рынка к новой реальности.
В новых условиях рынок столкнулся с качественным изменением спроса и вымыванием инвестиционных сделок с первичного рынка. Так, в общем объеме продаж доля квартир стоимостью до 10 млн рублей снизилась с 65% во втором квартале до 56% в третьем. Доля среднего и высокого ценовых сегментов, наоборот, увеличилась: с 28% до 36% в бюджетах до 20 млн руб. и с 7% до 10% – в сделках стоимостью свыше 20 млн руб.
«Мы видим, что рынок входит в фазу естественного спроса. Сейчас квартиры приобретают покупатели, которым необходимо улучшить свои жилищные условия. Это подтверждает и структура спроса: если в апреле-июне 75% от общего объема продаж в Петербурге составляли студии и однокомнатные квартиры, в третьем квартале их доля снизилась до 69%. А доля двухкомнатных квартир и трехкомнатных квартир, напротив, выросла – с 19% до 23% и с 6% до 7% соответственно», – комментирует директор по продажам LEGENDA Ксения Садкова.
Уход рынка от инвестиционных сделок к естественному спросу косвенно подтверждает и перераспределение доли ипотеки в структуре продаж. Если во втором квартале на сделки с использованием ипотеки приходилось 82% от объема продаж, по итогам третьего квартала доля скорректировалась до 54%. При этом, доля продаж квартир при 100% оплате или с использованием рассрочек выросла с 18% до 46% соответственно. В количественном выражении число сделок со 100% оплатой или рассрочками за три месяца увеличилось на 36%.
«В условиях новой реальности главным конкурентным преимуществом девелопера становится продукт. Уникальная архитектура, продуманные планировки, функциональные дворы, выверенные концепции проектов позволяют компании чувствовать себя уверенно даже на турбулентном рынке», – отмечает Ксения Садкова.
По данным аналитиков LEGENDA, в третьем квартале компания реализовала 225 квартир, что на 60% превышает результат марта-мая, когда было заключено 140 сделок. В то же время, в целом по рынку Санкт-Петербурга наблюдается обратная пропорция: за аналогичные периоды было продано 8,1 тыс. и 13 тыс. квартир соответственно.