724 0
Закон «О мегаполисах»
Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярёв разработал и внёс на рассмотрение в парламент проект закона "О мегаполисах".
Автор предлагает преобразовать городские округа с численностью более 1 миллиона человек в мегаполисы - "административно-территориальные единицы с особым статусом". Мегаполисы поделить на районы численностью от 100 тысяч человек, районы - на префектуры. Управлять районами будут ведомства, префектурами - префекты. Понятиям "мегаполис", "район", "ведомство", "префектура" и другим автор даёт чёткие определения. Объявить населённый пункт мегаполисом может высшее должностное лицо субъекта Федерации. Законопроект описывает, как функционируют районы в границах мегаполиса, должностные лица - в районах.
Законопроект, как указывает его автор, разработан "в целях повышения эффективности управления городским хозяйством и социально-экономическим развитием крупных городов Российской Федерации с численностью населения 1 миллион и более человек". Сам законопроект содержит 59 страниц текста, ещё 23 страницы - пояснительная записка о том, зачем этот закон нужен.
Согласно данным, которые депутат Дегтярёв приводит по переписи 2010 года, 31 субъект Российской Федерации обладает численностью населения меньше 1 миллиона человек. В частности, в Магаданской и Еврейской областях живёт меньше 200 тысяч человек, в республике Алтай - чуть больше 200 тысяч, в Тыве и на Камчатке - по 300 тысяч, в Адыгее, Ингушетии, Карачаево-Черкесии - меньше чем по полмиллиона, а на Чукотке и в Ненецком автономном округе - вообще менее пятидесяти тысяч. Ещё в 21 субъекте РФ (таблица) численность населения едва переваливает за миллион.
А есть 14 городов - административных центров субъектов РФ, носящих звание миллионников. У этих "столиц" субъектов нет никаких особых статусов по сравнению с другими административными единицами. Но из-за высокой численности населения органы местного самоуправления в городах-миллионниках бесконтрольны и обладают слишком большой самостоятельностью. В некоторых случаях численность так высока, что во всём субъекте живёт вдвое меньше народу, чем в центральном городе. Это даже "часто становилось катализатором политических конфликтов между главами крупнейших городов и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации". И внутренняя миграция приводит к тому, что плотность населения в миллионниках растёт, а вокруг них, наоборот, падает. "Города-миллионники превращаются в анклавы внутри субъектов Российской Федерации, одновременно являясь административными центрами соответствующих регионов". В такой же ситуации, только относительно всей страны, находятся Москва и Петербург.
Таким образом, делает вывод автор, города-миллионники вместе с Москвой и Петербургом "представляют собой мегаполисы". И управлять ими следует по-особому.
К вопросам районного значения должно будет относиться "решение вопросов по обеспечению здорового образа жизни и досуга жителей": районный бюджет, районное имущество, библиотеки, художественные промыслы, физкультура и спорт, культурно-массовые мероприятия и противодействие коррупции. Для решения указанных вопросов в собственность районов следует передать "имущество, необходимое для решения вопросов местного значения".
"Самыми затратными для муниципального образования вопросами", как, например, "организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания населения и т. д.", должны будут заниматься "исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации". А муниципальные органы будут их контролировать на местах.
Распределение налогов и даже работу региональных спортивных организаций - все тонкости существования будущих мегаполисов автор законопроекта описывает подробнейшим образом. Он обращает внимание коллег на то, что предложенная им "система государственного управления мегаполисом уже была частично апробирована в России в начале XVIII века" - Петром Первым, а в настоящее время существует во Франции.