Снижение покупательской активности населения заставляет торговые центры меняться. Эксперты уверены, выживут районные «точки» и крупные комплексы.

"/>
Войти

5289 0

ТРК: тренды и реальные перспективы

Снижение покупательской активности населения заставляет торговые центры меняться. Эксперты уверены, выживут районные «точки» и крупные комплексы.

Согласно данным статистики, житель мегаполиса проводит в торговом центре не менее пяти часов в неделю. Причем, 70% времени он тратит на совершение покупок, преимущественно – продуктов питания. Остальное время – на развлечение и общепит. Логично предположить, что продуктовые магазины, зоны развлечений и ресторанные дворики – главные составляющие успешного торгового центра. Так, с появлением в Гранд Каньоне магазина О`кей проходимость комплекса выросла почти на 20%. Впрочем, основной поток посетителей выше первого этажа, где и расположен супермаркет, не поднимается. Эксперты уверены, новым проектам следует с максимальным вниманием отнестись к распределению потоков. В целом, по прогнозам, будущее – за многопрофильными социокультурными центрами районного и общегородского масштаба.

Конкуренция – двигатель торговли

На сегодняшний день вакансия в торговых комплексах Петербурга в среднем составляет 3%. Это цифра вполне соответствует общероссийским показателям - за II квартал вакансия в торговом сегменте выросла с 2,6% до 2,9%. Очевидна грустная динамика. Во второй половине 2014 года, по мнению экспертов CBRE, предложение будет находиться на пике, устанавливая исторические рекорды. Это приведет к неминуемому росту вакансии – к концу года этот показатель по ряду объектов северной столицы может достигнуть 5-7%. Ряд экспертов ставят даже 9-10%. Потребитель непостоянен: стоит на карте города появиться новому объекту, как потоки платежеспособных покупателей устремляются туда. Вслед за посетителями приходит и арендатор. Так, доля вакантных площадей в торговых комплексах, с момента открытия которых прошло не менее 12 месяцев, составляет в среднем 7-8%. Пока недостатка в новых проектах нет, но в долгосрочной перспективе при сохранении создавшейся экономической ситуации рынок ждет стагнация. «В сегменте торговых центров происходит некоторое замедление темпов развития, поскольку этот сегмент достаточно насыщен – констатирует Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real. - Уже сегодня на 1 тыс. жителей приходится порядка 450 кв. м площадей в торговых центрах и 630 кв. м всех торговых площадей. В целом, в городе по-прежнему есть районы ненасыщенные торговыми площадями и имеющие перспективы для развития качественного предложения, например, Василеостровский район». «Усиление конкуренции приведет к тому, что востребованными останутся наиболее качественные и профессиональные проекты, с грамотной концепцией, расположенные в удобных локациях с оборудованными подъездными путями, с тщательно сформированным пулом арендаторов – считает Анастасия Балмочных, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге.

Битва гигантов

Эксперты заговорили о конкурентной борьбе между крупными ТРК и районными ТЦ. Первые предлагают посетителям обилие торговых и развлекательных точек, вторые делают упор на камерность и досуговую составляющую.

«С открытием ТРК «Европолис» и ТРК Septem City Петербург утратит потребность в открытии новых суперрегиональных торговых центров. Девелоперы переориентируют свою работу на районные торговые центры без большой fashion-галереи, которые будут предлагать товары и услуги, удовлетворяющие потребности жителей района или микрорайона. Будут развиваться новые форматы торговой недвижимости, в частности аутлет-центры, существующие торговые центры будут подвергаться реконцепции либо в них будет проводиться ротация арендаторов, в том числе операторов развлекательной функции с точки зрения концептуальных изменений», - дополняет г-н Трушин

«Так называемая гигантомания действительно ощущается за счет присутствия на рынке большого числа крупных объектов, но это обусловлено, в первую очередь, практическими причинами: на большой площади проще успешно реализовать качественную концепцию, включающую в себя разнообразный тенант-микс с высокой долей развлекательной составляющей в составе. Однако небольшие торговые форматы, безусловно, тоже присутствуют на рынке. Они покрывают потребительский спрос в товарах повседневной необходимости», продолжает г-жа Балмочных.

«Усиление конкуренции среди ТРК и ТЦ позитивно отразится на сегменте рынка коммерческой недвижимости, в результате это приведёт к выживанию сильнейших игроков – лидеров данного сегмента. Сегодня можно прогнозировать рост востребованности нового формата микрорайонных торговых-центров социальной направленности», подчеркивает Наталья Скаландис, управляющий директор департамента управления объектами NAI Becar в Санкт-Петербурге. «Да, постепенно появляется определенная специализация арендаторов в торговых комплексах разного размера: районный, окружной, региональный, суперрегиональный. Так, например, один из основных существующих трендов – размещение fashion-составляющей только в крупных региональных/ суперрегиональных ТРК – соглашается с коллегами Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International. - Еще одна существующая тенденция - появление качественных районных центров в крупных спальных районах. Стоит также отметить, что формат торговых павильонов уходит в прошлое и уже не вернется». «Тенденцией ближайших 3-5 лет, на мой взгляд, станет рост числа социально-ориентированных ТЦ со сложившимися целевыми группами покупателей. Сохранят востребованность небольшие торговые объекты шаговой доступности («Дома Быта») и уже привычные крупные ТРК», – резюмирует Наталья Скаландис.

  • Автор: Марина Явь, аналитик портала

  • Источник: www.bsn.ru

Оставить комментарий
0 комментариев
...
  • - выберите сортировку -
  • от самых новых
  • от самых старых
  • от популярных
  • к популярным
Назад к списку новостей