Людмила Рева
директор, ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate

«В Петербурге представлены все бренды»

Сколько денег оставляют петербуржцы в ТРК? Какие новые сети и торговые центры появятся в северной столице в ближайшее время? Об этом и многом другом мы поговорили с Людмилой Рева, директором компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

BSN - Ждет ли сегмент street-retail в Петербурге специализация?

Л. Р. - Наиболее активными клиентами в сегменте street-retail продолжают оставаться операторы общепита (рестораны, бистро, столовые, в меньшей степени пабы), продуктовые магазины формата «у дома», универсамы и супермаркеты, а также банки формата 80-150 кв. м. В 90% случаев речь идет о расширении сетей, а не о выходе на рынок новых игроков.

Однако возникает вопрос, что подразумевать под специализацией в сегменте street-retail? Если говорить о территориальной специализации, то в Петербурге есть исторически сложившиеся зоны, в которых размещаются операторы одного профиля. Например, на улице Рубинштейна расположились рестораны, на Большом проспекте П.С. и Большой Конюшенной улице – бутики, около ст. м Ленинский проспект множество банковских офисов. Но предпосылок для появления большего числа узкоспециализированных улиц в городе сейчас нет. 

Также можно выделить специализацию по формату. Например, некоторые торговые сети, такие как Melon Fashion Group и Obuv.com развиваются только в торговых комплексах, другие предпочитают помещения формата street-retail (Альфа-банк, аптеки «Первая помощь», Nespresso и т.д.). И есть сети, которые комфортно себя чувствуют как в ТК, так и во встроенных помещениях. Яркий пример – банки, в частности, Сбербанк России.

BSN - Будет ли дальнейшее ранжирование ТЦ на мебельные, магазины строительных товаров, спортивные гипермаркеты и т.д.? Умер ли формат, где все это было в одном месте?

Л. Р. - Специализированные мебельные торговые центры, без сомнения, останутся на рынке. Мебель – очень специфичная группа товаров, которая плохо сочетается с чем-то другим. Обставляя квартиру, большинство покупателей предпочитает приобрести все сразу и в одном месте, поэтому в последние годы заметна тенденция к укрупнению мебельных центров. Чаще всего новые мебельные гипермаркеты строятся в активно застраиваемых районах города, например, на севере Приморского района.

Строительные товары также относятся к специфической группе товаров, которая обычно продается отдельно. Для мебели и «стройки» эффект синергии при сочетании с другими группами товаров наблюдается редко. Успешный пример их сочетания с продуктами питания и одеждой – ТЦ «Мега» и другие региональные торговые центры площадью порядка 100 тыс. кв. м, где основными якорными арендаторами являются продуктовый гипермаркет, гипермаркет строительных товаров и гипермаркет бытовой техники в сочетании с галереей магазинов одежды.

В целом, торговые комплексы, как и раньше, стремятся к универсальности, предлагая своим посетителям максимально широкий выбор товаров и услуг.

BSN - Если ли в Петербурге площадки для строительства новых крупных ТРК? Какие сети и инвесторы рассматривают возможность выхода на петербургский рынок? Какие Петербургу нужны?

Л. Р. - Интересных «пятен» для строительства новых крупных ТРК в Петербурге практически не осталось, а по уровню насыщенности торговыми площадями город входит в тройку лидеров в России. В конце 2013 года обеспеченность петербуржцев площадями в торговых центрах достигла 612 кв.м на 1000 человек.

В ближайшее время новые торговые комплексы будут появляться за КАДом, рядом с проектами комплексного освоения территории, а также в спальных районах города, где наблюдается низкая концентрация качественных торговых объектов.

В то же время, Петербург остается привлекательным для крупных торговых сетей и новых брендов. В 2013 году в город пришло около 30 новых ритейл-брендов международных и федеральных сетей. Это в два раза больше, чем в 2011-2012 гг.

В частности, в конце прошлого года свой магазин в городе открыл дизайнер Michael Kors, в феврале на Большой Конюшенной открылся первый в Петербурге монобрендовый бутик Prada, в ТРК «Галерея» - фирменный бутик Armani Jeans. Также на петербургский рынок недавно вышли российские федеральные сети «Посуда центр», «Дочки и сыночки», Takko Fashion, центр раннего развития ELC и другие операторы.

О планах открытия в 2014 году в нашем городе монобрендового магазина заявил Panasonic. Рассматривают возможность выхода на рынок Северной столицы развлекательная детская сеть Bubblegum и сеть супермаркетов цифровой и бытовой техники DNS. Но, в целом, в городе уже широко представлены все российские и международные бренды и торговые сети.

BSN - Когда и в каких пригородах Петербурга появятся крупные ТРК или жители ЛО предпочитают ездить за покупками в Петербург?

Л. Р. - Крупные локальные торговые комплексы уже функционируют в Колпино, Гатчине и Всеволожске. Причем по формату и набору брендов они близки к петербургским проектам - в областных центрах полным ходом идет формирование качественных ТРК. Например, в качестве развлекательной составляющей в ТК «Юбилейный» во Всеволожске функционирует кинотеатр, готовится открытие кинотеатра в ТК «Меркурий» в Колпино.

Что касается строящихся объектов, то современные торговые комплексы сейчас возводятся в Пушкине и Красном селе. Открытие качественных ТК избавит жителей эти пригородов Петербурга от необходимости ездить за брендами в город. Можно сказать, что формат ТРК выходит в Ленобласть и пока делает это успешно. Безусловно, областные ТРК не сравнятся по масштабам с петербургскими, но этого от них и не требуется – спрос в областных городах с населением 100-200 тыс. жителей весьма ограничен.

В ближайшие годы девелоперы продолжат осваивать областные населенные пункты, вступившие в фазу активного развития.

BSN - Потеснит ли электронная коммерция ритейл? Действительно ли отмечено снижение посещаемости ТРК?

Л. Р. - Несомненно, электронная коммерция занимает все большую долю рынка. По итогам 2013 года объем интернет-торговли составил 17 млрд долларов, количество покупателей интернет-магазинов в прошлом году выросло на 13% и достигло 30 млн человек.

Но при этом нельзя говорить о тотальном доминировании такого бизнес-формата. Рост доли покупок через интернет отмечается уже не первый год, поэтому сетевые ретейлеры успели подготовиться к наступлению со стороны электронной коммерции и отреагировали на ее экспансию адекватно. В частности, многие «сетевики» открыли свои интернет-магазины. Сейчас между онлайн и оффлайн торговлей достигнут баланс, хотя в ряде сегментов перевес в сторону электронной коммерции особенно заметен (прежде всего, в сегменте электроники и бытовой техники). Но говорить о снижении посещаемости ТРК сейчас нельзя. Торговые комплексы продолжают оставаться привлекательными для покупателей в силу сочетания на одной площадке fashion-магазинов, продуктовых операторов, развлекательной функции и ряда других востребованных услуг, таких так beauty-центры.

BSN - Сколько денег оставляют петербуржцы в ТРК?

Л. Р. - Сколько денег петербуржцы оставляют в ТРК, зависит от собственников торговых комплексов, их маркетинговой и арендной политики, а также концепции проекта. К примеру, в Петербурге есть крупные региональные ТРК, не уделяющие достаточно внимания своей маркетинговой стратегии, и, как следствие, не пользующиеся популярностью у посетителей. А есть успешные проекты, такие как ТРК «Гранд Каньон», которые постоянно совершенствуются, меняя арендаторов, привлекая новые форматы, проводя мероприятия для покупателей.

Существует также много примеров успешных районных торговых комплексов, которые вкладывают средства в свою реновацию и благодаря этому не имеют недостатка в посетителях. К ним можно отнести ТК «Французский бульвар».

Таким образом, доходность и средний чек у каждого ТРК свои и зависят от целого ряда факторов.

Комментарии 0

Последние публикации экспертов по коммерческой недвижимости

Юрий Грудин: Рынок сервисных апартаментов остается в фазе роста

Марина Сторожева: Инвесторы выбирают проекты с интересной концепцией

Дарья Сизых: Реконцепцию торгового комплекса нужно проводить каждые 5-7 лет

Другие Интервью

Александр Шарапов: Стандарты гарантируют максимизацию прибыли

Екатерина Рашникова: Приток инвестиций следует курировать

Ольга Шарыгина: О значении стандартов в работе

Валерий Трушин: Все мастер-планы проектов КОТ включают в себя МФК

Валерий Хламкин: Сегодня условия диктует арендатор

Мария Хомич: ИП "Кола" является знаковым проектом

VIP