Дмитрий Золин
управляющий директор, сеть бизнес-центров «Сенатор»

«Рыночные условия способствовали росту арендных ставок»

Управляющий директор бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин рассказал BSN.ru о текущей ситуации в офисном сегменте, о планах компании по развитию новых проектов и о перспективах развития формата built-to-suit.

– Какой была динамика сделок по аренде офисов Вашей компании по итогам трех кварталов текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? 

– За три квартала этого года мы отмечаем рост спроса на офисные помещения со стороны арендаторов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Арендаторы стали более активными.

– Аналитики говорят о том, что арендные ставки в офисном сегменте начали расти. Какова динамика арендных ставок в бизнес-центрах класса A и B в Вашей компании?

– Действительно, рыночные условия способствовали росту арендных ставок в качественных объектах. В классе А рост составил примерно 5%, в классе В+ показан рост около 3,5 %, в классе В наблюдается их стабилизация. На настоящий момент средний уровень арендных ставок находится на уровне 1400-1500 рублей за кв.м с учетом НДС и расходов на эксплуатацию, в классе В и В+ на уровне 1100-1300 рублей за кв.м.

– Каков в среднем уровень заполняемости бизнес-центров Вашей компании? Увеличился ли он с начала года?

– Показатель заполняемости объектов сети бизнес-центров «Сенатор» находится на уровне 95 %. Есть объекты, которые заполнены на 100%, среди них «Сенатор» на Московском проспекте, 60,  вторая очередь «Сенатора» на Кропоткина, 1, «Сенатор» на Большой Пушкарской и «Сенатор» на Чайковского.

По сравнению с прошлым годом уровень заполняемости объектов сети вырос, но в целом даже с наступлением кризиса мы не испытывали серьезных проблем с поиском арендаторов.

– Компании каких секторов сейчас более активны на офисном рынке? Какие офисы пользуются популярностью?

– Активны компании нефтегазодобывающей отрасли, IT-сферы, проектные компании, строительные и другие.

В Петербурге сегмент закрытых офисных планировок превалирует перед смешанными и открытыми офисными блоками - его доля в общем объеме предложения составляет порядка 65%.

Выбор планировки зависит во многом от сферы бизнеса компании. Скажем, IT, логистические компании, организации сферы услуг предпочитают открытые планировки - open space с несколькими кабинетами, которые занимают руководители или их перестраивают под переговорные. Закрытые выбирают строительные, производственные компании, проектировщики.

– Каковы планы Вашей компании по вводу в эксплуатацию бизнес-центров? Планируете ли начинать принципиально новые проекты?

– Конечно, сеть бизнес-центров «Сенатор» будет развиваться дальше, мы работаем над увеличением числа проектов. На настоящий момент активно ведем работу над строительством второй очереди «Сенатора» на Чапаева, 15, общая площадь которого составляет 22 тысячи кв.м. Планируем ввести в эксплуатацию во втором квартале 2017 года.

 – Консультанты говорят о том, что на офисном рынке может быть перспективна схема built-to-suit, когда офис строится под конкретного заказчика. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– Практика строительства бизнес-центров по схеме built-to-suit, действительно, присутствует на рынке. Сейчас есть компании, которые находятся в поисках земельных участков под эти цели. Ситуация во многом вызвана недостатком офисов в классе А. Также, например, некоторые производственные или логистические компании хотят офисы рядом с производством.

Но стоит понимать, что позволить себе строительство собственного бизнес-центра могут лишь крупные компании.

– Каковы Ваши прогнозы по развитию офисного сегмента в ближайшее время? Что будет происходить со спросом и арендными ставками?

– В ближайшей перспективе не видно предпосылок к изменению ситуации. Ставки аренды будут расти ввиду незначительного ввода качественных объектов. Спрос сохранится.

 

Комментарии 0

Последние публикации экспертов по коммерческой недвижимости

Юрий Грудин: Рынок сервисных апартаментов остается в фазе роста

Марина Сторожева: Инвесторы выбирают проекты с интересной концепцией

Дарья Сизых: Реконцепцию торгового комплекса нужно проводить каждые 5-7 лет

Другие Интервью

Эвелина Ишметова: Храбрые инвесторы есть и сегодня

Александр Матеша: Петербург насыщен торговлей

Андрей Косарев: Рынок стал более избирательным

Андрей Косарев: Апартаменты - сиюминутный тренд или новый формат недвижимости?

Денис Радзимовский: S.A.Ricci намерена изменить status quo!

Наталья Скаландис: Новое явление - комплекс апартаментов VERTICAL

VIP
здание , 4012.7 м2
414 361 389 Р